100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ДИРИЖЕРА, НАРОДНОГО АРТИСТА РСФСР ЛЬВА МОИСЕЕВИЧА ОССОВСКОГО (22.04.1922-31.08.2012)

22 апреля 2022 года исполняется 100 лет со дня рождения дирижера, народного артиста РСФСР Л.М. Оссовского.

Л. Оссовский окончил музыкальную школу имени профессора П.С.Столярского при Одесской консерватории. Перед войной был призван в армию, где служил в симфоническом оркестре при ЦДКА в Москве. Осенью 1941 года защищал Москву в составе 134-го зенитно-артиллерийского полка. Затем был отправлен на фронт, но вскоре вернулся в Москву для обучения на военно-дирижерском факультете консерватории, который окончил в 1944 году, после чего продолжил там обучение на дирижерско-хоровом факультете, окончив его в 1949 году.

В течение 20 лет он был дирижером, затем главным дирижером Московского театра оперетты, в 1968-1973 годах Л. Оссовский – художественный руководитель и главный дирижер Музыкального театра (Красноярск-26).

В 1974 году стал директором и главным дирижером Куйбышевского театра оперы и балета. В течение 10 лет работы в Куйбышеве в качестве дирижера Л. Оссовский осуществил постановки опер русской, советской и зарубежной классики, в которых его классическое музыкальное образование, высочайший профессионализм, безупречный вкус и потрясающая работоспособность нашли свое воплощение. Это оперы «Иван Сусанин» М. Глинки, «Евгений Онегин» и «Пиковая дома» П. Чайковского, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Аида» и «Макбет» Дж. Верди, «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, «Медея» Л. Керубини (первая постановка в стране), «Петр I» А. Петрова, «Мария Стюарт» С. Слонимского (первая постановка в стране), «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова и др., балеты «Гусарская баллада» и «Любовью за любовь» Т. Хренникова, «Ангара» и «Помните!» А. Эшпая (первая постановка в стране), «Спящая красавица» П. Чайковского и др. В 1980 году Л. Оссовский был приглашен в Болгарию на постановку оперы «Царская невеста» на сцене Стара-Загорской народной оперы. В 1981 году, в связи с 50-летием, Куйбышевский театр оперы и балета, руководимый Л. Оссовским, с большим успехом выступил с творческим отчетом в Москве. В Куйбышеве Оссовский много работал и за пределами театра, наладил систему связи с предприятиями, институтами, школами. Он постоянно думал над тем, как подготовить слушателей к пониманию высокого и сложного искусства музыкального театра, помочь им полюбить музыку.

В период работы Л. Оссовского театру было присвоено почетное звание «Академический», а его руководителю – «Народный артист РСФСР».

В 1984 году Л. Оссовский пришел в Московский музыкальный камерный театр под руководством Б.А. Покровского в качестве директора и главного дирижера и на 25 с лишним лет с головой погрузился в заботы о театре. Он замечательно дирижировал, расширял географию зарубежных гастролей, нес основное бремя административной работы. Его труд был отмечен орденами Дружбы народов, Святого Александра Невского I степени, «За заслуги перед Отечеством» III степени, 12 военными медалями, а также Государственной премией за постановку опер М. Мусоргского «Сорочинская ярмарка» и Г. Генделя «Юлий Цезарь и Клеопатра».

 
 
 
 
 
 
 

Ист. информации: Годы, спектакли, лица : Самарская опера в четырех действиях, с прологом и эпилогом. Продолжительность спектакля – 80 лет : буклет / авт. текста Н. Эскина, А. Лазанчина; сост. Н. Эскина, А. Добронравова. - Самара, 2011.- 33 с.: ил.; Хумарьян С. Лев Моисеевич Оссовский / С. Хумарьян // История в портретах: 75 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2006.- С. 267-272.