ЮРИЙ ХМЕЛЬНИЦКИЙ "ВОЗВРАЩЕНИЕ ГЕРОСТРАТА"

ПРЕМЬЕРА

Возвращение Герострата
Театр «Актерский дом» показал пьесу Григория Горина

Два дня подряд на сцене Дома актера шел спектакль «Забыть Герострата!». Артисты разных самарских театров объединились в едином ансамбле, чтобы донести до зрителей произведение 70-х годов прошлого века.


Юрий ХМЕЛЬНИЦКИЙ
Зрители, дважды запол¬нявшие не очень большой зал, оказались преимуще¬ственно молодыми и даже юными. Так что вступитель¬ное слово председателя Са¬марского отделения СТД Владимира Гальченко было для них нелишним.
«Мы пригласили вас в очень интересный момент, – сказал он. – Во-первых, у нас премьера, во-вторых, премье¬ра необычная. Эта пьеса была написана советским драма¬тургом Григорием Гориным и впервые поставлена в 1972 году в московском Ленкоме. Пьеса была написана как по¬литическая и очень широко прошла в Советском Союзе. Потом, как это бывает, она устарела. Сменилось время, изменились проблемы, слава богу, все у нас наладилось. А на смену этой пьесе пришли другие политические пьесы... Теперь же нам очень прият¬но, что эта пьеса вновь воз¬вращается на сцену, и очень грустно, что оказывается, она опять современна. С этой радостью и грустью мы пол¬тора месяца репетировали по ночам с режиссером из Мо¬сквы Андреем Широковым, известным самарскому зри¬телю по спектаклю «Свадьба Кречинского», который он ставил тоже в театре «Актер¬ский дом».
Владимир Гальченко не преувеличил, сказав, что пьеса Горина снова обрела акту¬альность. Это действительно так. Сегодня она опять идет на многих сценах бывшего Союза, а совсем недавно ее премьера состоялась в Гроз¬ном. В чем секрет возвраще¬ния молодости «Герострата» (будем для краткости назы¬вать пьесу так)? Разумеется, не в том, что она «политиче¬ская». Григорий Горин не со¬чинял на злобу дня, он был философ, и в этом смысл его произведений – всегда му¬дрых, остроумных и человеч¬ных. Его пьеса – о парадоксах истории: все в ней повторяет¬ся, и ничто не вечно. Об этом пьеса Горина.
История о том, как легко можно прославиться, разы¬грана самарскими актерами с юмором, но без лишней лег¬ковесности. Материал слиш¬ком серьезен, чтобы просто посмеяться и забыть. Хотя главный герой в исполнении Дениса Евневича довольно сильно отличается от ориги¬нала. Он не слишком похож на 32-летнего рыночного торговца, одержимого идеей разрушения. Молодой обая¬тельный Герострат скорее хитрец, нежели маньяк. Он умен, расчетлив, умеет облапошить любого и не прочь даже закрутить роман с са¬мой знатной дамой Эфеса. В тюрьме, заметим, в ожи¬дании казни. «Я открыл для себя великую истину: силь¬нее богов – наглость человече¬ская!» – говорит Герострат, и в этой фразе вся его сущность. Клементина, которую игра¬ет Екатерина Проскурина, тоже особа тщеславная, че¬столюбивая, но аристократич¬ная. Ее прозрачные греческие одежды, не столько скрываю¬щие, сколько обнажающие из¬неженное тело – символ воль¬ности и форма соблазнения. Климентина пытается заклю¬чить сделку с Геростратом, но ее манеры не очень отличают¬ся от манер девицы легкого поведения. Она точно так же готова на продажу: рыночные законы не теряют своей силы и в тюремной камере. Не так прост ее муж Тиссаферн, верховный правитель Эфеса, в исполнении Юрия Землякова. На первый взгляд, он про¬сто глуп и примитивен. Но под личиной простака скры¬вается хитрый и коварный властитель, готовый на все ради достижения своих целей. Под стать ему и ростовщик Крисипп – Владимир Сухов Его бог – деньги, его кредо – цена вопроса. Особняком стоит фигура судьи Клеона. Олег Белов нашел для него подходящую краску: он символ правосудия в Эфесе, карающий меч Фемиды. Ге¬рострат разрушил Храм Ар¬темиды и должен предстать перед судом. Его должны за¬быть! – таков приказ. Лишь Клеон, олицетворяющий со¬бой Правду и Закон, пыта¬ется это Зло наказать. И это ему, в конце концов, удается. Но незаконным путем – ему приходится убить Герострата до суда и таким образом само¬му стать преступником. Цель достигнута? Едва ли. Убить Герострата можно, забыть – нельзя.