НОВОКУЙБЫШЕВСКОМУ ТЕАТРУ-СТУДИИ «ГРАНЬ» 50 ЛЕТ

12 ноября 2020 года исполняется 50 лет Новокуйбышевскому театру-студии «Грань». Основатель театра - Эльвира Анатольевна Дульщикова, чья жизнь до последней минуты была неразрывно связана с театральным делом.

В 1960-х годах Э. Дульщикова работала в театре-студии Дома офицеров Северной группы войск в г. Легнице (ПНР). Параллельно училась в Московском государственном институте культуры, который окончила в 1972 году. Именно во время учебы ею были задуманы и воплощены первые режиссерские работы. В драматической студии Дома офицеров в Легнице она поставила три больших спектакля – «Девятая симфония» Ю. Непринцева, «Игла и штык» А. Галиева и «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. «Оптимистическая трагедия» стала не только серьезной режиссерской работой Э. Дульщиковой (Первая премия за режиссуру на Всесоюзном конкурсе самодеятельного творчества), но и яркой актерской удачей: она сыграла в спектакле главную роль – Комиссара.
В 1970 году Э. Дульщикова возглавила детский и взрослый драматические коллективы Дворца культуры им. В.И. Ленина г. Новокуйбышевска. Она сумела не просто организовать работу театральной студии, а создала в городе настоящий театр, поставив работу в нем на высокопрофессиональную основу. Режиссером было поставлено более 50 спектаклей. Постоянно велась работа над новыми постановками, поиск актеров для формирования труппы, воплощались интереснейшие художественные идеи. Шло строительство помещения камерного театра. Были поставлены такие спектакли, как: «Двадцать лет спустя» М. Светлого, «Дипломат» С. Алешина, «Девочка и апрель» Т. Ян, «Смелая сказка» А. Гайдара, «А зори здесь тихие» Б. Васильева и др.



Первые режиссерские работы Э. Дульщиковой в Новокуйбышевске были обращены, прежде всего, к молодому зрителю. В этом подходе сказалось особое чутье художника и понимание высокой воспитательной роли театра, необходимость формирования в молодом промышленном городе не только театра как творческой мастерской, но и собственного театрального зрителя. Все спектакли участвовали в проводимом в то время в области ежегодном фестивале «Куйбышевская театральная весна» и не раз удостаивались дипломов и премий.



За десятилетия творческой деятельности режиссера в Новокуйбышевске было поставлено и немало детских спектаклей-сказок. Среди них: «Кошкин дом» и «Дядя Степа», «Конек-Горбунок» и «Гуси-лебеди», «Заячья школа» и «Винни-Пух», «Соловей» и «Красная шапочка», «Золушка» и «Оловянный солдатик», «Золотая рыбка» и «Щелкунчик», «Доктор Айболит» и «Лес не без добрых людей», «Прыгающая принцесса» и «Сказки феи», «Муха-Цокотуха» и «Пчелка»…



В 1970-е годы произошло объединение детского и взрослого составов.

Возникновение театра-студии «Грань» стало следующим этапом творческой деятельности режиссера – этапом, не прерывающим сложившихся традиций и, одновременно, новых поисков и смелых художественных воплощений. Замечательная творческая инициатива режиссера, поддержанная актерами и спонсорами, привела к открытию камерного зала, оснащенного специальным световым и музыкальным оборудованием. Театр обрел свое реальное пространство. Он стал называться студией, отразив одну из главных граней режиссерского мировоззрения Э. Дульщиковой, и вдохновил режиссера на новые художественные замыслы и эксперименты.



Во-первых, это постановки, поднимающие сложные психологические и философские проблемы, обращенные к вечным человеческим ценностям, среди которых: «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери (1980), «Брат Алеша» В Розова (1984), «Лунин» Э. Радзинского (1989), «Брысь, смерть, брысь» С. Шальтяниса (1991), «Город» И. Бергмана (1996) и др. Во-вторых, это комедийные, острые, злободневные спектакли-водевили: «Театр чудес» М. Сервантеса, «Муж всех жен» Ф. Кони (1998), «Сильное чувство» И. Ильфа и Е. Петрова (1999). В-третьих, камерная сцена позволила Э. Дульщиковой неоднократно обращаться к любимому ею жанру литературного театра. Литературный театр Дульщиковой основан на поэзии С. Есенина («Россия поклоняется Есенину», 1975), М. Цветаевой («Мой Пушкин», 1990), В. Высоцкого («Быть или не быть», 1986). В-четвертых, жанр сказки. В малом пространстве камерной сцены театра-студии «Грань» режиссерски тонко были «прочитаны» «Золушка» и «Красная шапочка», «Дюймовочка» и вертепное действо «История о Рождестве Христовом». В 1993 году спектакль «Золушка» был показан в русском православном приходе Амстердама (Голландия), а рождественский вертеп получил Диплом 1-ого международного фестиваля «Люди, куклы, маски» в г. Алматы. По сказкам-спектаклям «Дюймовочка» и «Соловей» Г.Х. Андерсена, поставленным Э. Дульщиковой, Самарской студией телевидения были сняты фильмы (1986 и 1997).
Творческие замыслы Э. Дульщиковой были связаны не только с ее режиссерской деятельностью, но и активно проявлялись в театрально-организационной работе. Эльвира Анатольевна явилась инициатором проведения в Новокуйбышевске и художественным руководителем Всероссийского театрального фестиваля «ПоМост: провинциальные театры России». В 2001 году состоялся Первый фестиваль, в мае 2019 года прошел «ПоМост №8». Особенность фестиваля – его неконкурсный характер – позволяет совместить в форуме театральные коллективы различных типов – кукольные, пластические, драматические, что дает возможность увидеть многоплановость стилевых направлений в искусстве и своеобразие авторских художественных концепций. В центре внимания «ПоМоста» - многогранные творческие контакты деятелей театра, знакомство с лучшими произведениями друг друга.



Э. Дульщикова и театр «Грань» участвовали во многих театральных проектах. Среди них – I международный фестиваль «Люди, куклы, маски» в г. Алматы (1998), Всероссийский фестивальный проект «Культурные герои 21 века» (1999), Международный фестиваль моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева» (2001, 2002, 2003).



В 2011 году после тяжелой болезни Э. Дульщикова ушла из жизни. Театр-студию «Грань» возглавил ее ученик Денис Бокурадзе.
Д. Бокурадзе – выпускник Самарской государственной академии культуры и искусства (курс В.А. Тимофеева). С 1998 года, став актером театра-студии под руководством Э. Дульщиковой, Д. Бокурадзе впитал эстетику наставника. Среди сыгранных ролей: Пьеро («Бумажный Пьеро» по стихам Хуана Рамона Хименеса), Чуланов («Сильное чувство» И. Ильфа и Е. Петрова), Кот Базилио и Сверчок («Буратино» по сказке А. Толстого) и др. Кроме того, режиссер неоднократно привлекала его к соавторству в своих спектаклях. В 2000 году, по окончании учебы, Д. Бокурадзе приняли в труппу театра «СамАрт», актером которого он был более 10 лет.
Став художественным руководителем театра-студии «Грань», Д. Бокурадзе продолжил дело Э. Дульщиковой. Театр-студия принимает участие в различных фестивалях. Так, в 2013 году спектакль «Фрекен Жюли» Э. Стриндберга (режиссер Д. Бокурадзе) стал обладателем Гран-при XI Фестиваля театров малых городов России, который проходит под эгидой Театра Наций. Юлия Бокурадзе победила в номинации «Лучшая женская роль» за роль Фрекен Жюли, а Алина Костюк получила приз за лучшую женскую роль второго плана за роль Кристины. В этом же году спектакль получил очень хорошие отзывы на Всероссийском фестивале «Реальный театр» (г. Екатеринбург). Следующая постановка Д. Бокурадзе «Post Scriptum» по пьесе Ж.-П. Сартра «За закрытой дверью» стала участницей XII Фестиваля театров малых городов России (2014). Артистка театра Алина Костюк получила приз за лучшую женскую роль. В ноябре 2014 года «Грань» приняла участие в III Всероссийском фестивале им. Олега Янковского (г. Саратов) со спектаклем «Вол и Осел в яслях» по притче Ж. Сюпервьеля. В конкурсную программу XIII Фестиваля театров малых городов России в 2015 году попал новый спектакль Д. Бокурадзе «Таня-Таня» по пьесе О. Мухиной и завоевал Гран-при как «лучший спектакль малой сценической формы».
Продолжает «Грань» и свое участие в фестивале моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева». Так, в 2012 году Д. Бокурадзе и художник Ю. Рачинскайте стали победителями в номинации «Театральный костюм» с костюмами к спектаклю «Карманный театр» Ж. Кокто.
А в 2015 году Гран-при фестиваля получила коллекция костюмов Е. Соловьевой к спектаклю «Таня-Таня».



Следующие пять лет для коллектива театра так же, как и предыдущие годы, стали еще более насыщены интересными событиями и новыми премьерами.
2016 год начался с работы Д. Бокурадзе над спектаклем «Старший сын» по пьесе А.Вампилова в Театре на Таганке. Был показан эскиз спектакля. Спектакль «Таня-Таня» продолжил участие в фестивалях: в феврале 2016 года он был показан на XII Фестивале им. А.М. Володина «Пять вечеров», участвовал в программе Национальной театральной Премии и Фестиваля «Золотая Маска»-2016. Спектакль «Корабль дураков» по средневековым французским фарсам (премьера конца 2015 года) получил Гран-при в номинации «Лучший спектакль малой сценической формы» на XIV Фестивале театров малых городов России (г. Вольск, Саратовская область), а затем был номинирован на Российскую Национальную театральную Премию «Золотая Маска» в трех номинациях: «Драма/спектакль малой формы», «Драма/работа режиссера» (Денис Бокурадзе), «Драма/ работа художника по костюму» (Елена Соловьёва). В декабре 2016 года театр представил на суд зрителей свой новый спектакль «Король Лир» У. Шекспира.
В марте 2017 года на сцене Театра Наций в рамках конкурсной программы Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» был показан спектакль «Корабль дураков». Лауреатом «Золотой Маски» стала Елена Соловьева. С этим же спектаклем театр принял участие в XVIII Международном театральном фестивале «Радуга» (г. Санкт Петербург), XI Международном фестивале «Молодые театры России» (г. Омск). Новый спектакль «Король Лир» получил на XV Фестивале театров малых городов России (г. Тобольск) две премии: за лучшую женскую и лучшую мужскую роли.

Премиями III Межрегионального фестиваля «Волга театральная» (г. Самара) были отмечены режиссер спектакля Д. Бокурадзе за лучшее режиссерско-сценографическое решение спектакля, Д. Богомолов за лучшую мужскую роль и Е. Соловьева за выразительность театральных костюмов.
В 2018 году спектакль «Король Лир» стал лауреатом Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» в номинации «Лучшая работа художника по костюмам в драме» (Елена Соловьева). Театр-студия «Грань» принял участие в региональном проекте Российской Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» — «Фестиваль «Золотая Маска» в Новокуйбышевске». В этом же году состоялась премьера спектакля «Театр чудес» М. Сервантеса в Театре Наций (г. Москва) в постановке Дениса Бокурадзе, а театр-студия «Грань» вошел в список 19 лучших российских театров за пределами Москвы и Петербурга и продолжил участие в Фестивале «Золотая Маска» – спектакль «Старший сын» вошел в long list. Художественный руководитель театра-студии «Грань» — Денис Бокурадзе вошел в состав жюри драматического театра и театра кукол Фестиваля «Золотая Маска» — 2019.



2019 год. Театр не только продолжает участие в различных фестивалях (XVII Фестиваль театров малых городов России в городе Камышин (Волгоградская область, XXIV Международный фестиваль «Земля. Театр. Дети» в Евпатории, Международный театральный фестиваль современной драматургии им. А. Вампилова, IV Межрегиональный фестивале «Волга театральная» (г.Самара), Первый Всероссийский фестиваль-конкурс профессиональных театров «POSTФАКТ» (г. Пермь), II межнациональный фестиваль «Сообщение» (г. Кудымкар, Пермский край)), но и проводит на своей площадке Всероссийский фестиваль «ПоМост №8». Продолжилось сотрудничество с Театром на Таганке (спектакль «Старший сын» был поставлен Д. Бокурадзе и на его сцене, и на сцене «Грани» с московскими и новокуйбышевскими артистами). Новый спектакль театра-студии «Грань» — «Манкурт» вошел в long list Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» — 2020 (самые заметные спектакли сезона 2018/2019 по мнению экспертного совета).



За эти годы театр неоднократно отмечался наградами профессионального губернского конкурса «Самарская театральная муза»: в 2016 году лучшим спектаклем сезона стала постановка театра «Корабль дураков», в 2017 году – «Король Лир», в 2018 – «Театр теней Офелии». В 2019 году спектакль «Старший сын» получил награды номинациях «Лучшая мужская роль в драматическом театре», «Лучшая роль молодой актрисы в драматическом театре» и «Лучшая роль молодого актера в драматическом театре».



2020 год начался с очередной премьеры – спектакля «Рождество. Начало пути».



С момента возникновения театра-студии на его сцене играли актеры-любители. С 2013 года «Грань» получила статус профессионального театра.
Спектакли театра – всегда открытие новых граней в вещах и понятиях. Они полны накала, внутреннего напряжения. Умея волноваться и волновать других, театр «Грань» сформировал в городе театральную среду, нашел единомышленников. Это театр движения, поиска смелых импровизаций, театр глубокой и страстной мысли.