ЛИЛИЯ ХАВИНА "ВСЕ МЫ НЕМНОГО ЛОШАДИ"

«АКТЕРСКИЙ ДОМ» ВОЗВРАЩАЕТ НА СЦЕНУ РУССКУЮ КЛАССИКУ.
Олег Белов напомнил людям о сострадании.

В минувшее воскресенье на малой, существующей первый сезон сцене театра "Актерский дом» состоялась премьера ново¬го моноспектакля заслуженно¬го артиста России Олега Белова «Холстомер» по произведению Льва Толстого. Осуществил по¬становку московский режиссер Валерий Маркин, который хо¬рошо известен самарским теа¬тралам со стажем, поскольку он был актером Самарского академического театра драмы им. Горького.
Лев Толстой вообще очень редкий гость на самарской сцене, поэтому премьера «Холстомера» вызвала колоссальный интерес у любителей классики. Кроме того, театралы помнят знаменитую постановку Георгия Товстоногова в Большом драматическом театре, где главную роль исполнял Евгений Лебедев. В свое время тот спектакль имел большой успех. По сей день он остается классикой советского театра, которую время от времени демонстрирует канал «Культура». Но Товстоногов ставил свой спектакль в 70-е годы прошлого века, с учетом той эстетики и обстановки тех дней. Кроме того, его спектакль был «многонаселенным», а значит, у актеров теоретически существовал шанс где-то спрятаться за партнера. У Олега Белова такого шанса нет. Он один на один и со зрителем, и с потрясающим текстом Толстого. Но у такого одиночества оказывается огромное число плюсов. Может быть, именно благодаря ему текст Толстого звучит более остро и проникновенно. Более того, он очень современен, как, впрочем, и положено быть настоящему классическому произведению.
Следует учесть и то, что на дворе XXI век, а значит, разговаривать со зрителем надо сегодняшним театральным языком, что замечательно удалось дуэту Белов-Маркин. Последний выступает не только как режиссер, но и как автор инсценировки. Спектакль сделан таким образом, что зритель не перестает удивляться с первой и до последней минуты. Постановка держит в напряжении, поскольку очень интересно, как актер будет решать очередную задачу, поставленную текстом Толстого. Зачастую эти решения очень неожиданные и невероятно трогательные. Одно только рождение пегого Холстомера чего стоит.
То ли Валерию Маркину, то ли Олегу Белову пришла в голову идея процитировать стихотворение Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Несколько строчек придают тексту Толстого определенный подтекст и несколько другое звучание. Это спектакль не только и не столько о лошади, сколько о нас, людях. О нашей жестокости, нашей несправед¬ливости, нашем неприятии ничего непохожего на нас. И еще о том, что действительно непонятно лошадям, - что живое существо оказывается не свободно, а кому-то принадлежит. И этот кто-то волен поступать с другим живым существом так, как ему взбредет в голову. Причем обращаемся мы так не только с лошадьми, которые действительно лучше и чище людей, но и друг с другом...
Самарское обозрение, 2009, № 10 (19 февраля)