САМАРСКОМУ МУНИЦИПАЛЬНОМУ ТЕАТРУ «САМАРСКАЯ ПЛОЩАДЬ» 30 ЛЕТ

13 декабря 2017 года театр «Самарская площадь» отмечает свое 30-летие.

Театры возникают по-разному. Театр «Самарская площадь» начинался с громкого спектакля-события. Это был спектакль «Демонстрация», поставленный молодым режиссером Евгением Дробышевым, выпускником Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина (1985), по собственному сценарию. Собственно, театра, как такового, сначала не было. Была группа студентов Куйбышевского авиационного института, которые играли «Демонстрацию». Спектакль с первыми исполнителями просуществовал около года, затем они окончили институт, и играть стало некому. «Демонстрация» на некоторое время исчезла с городских площадок, чтобы потом появиться под эгидой нового театра.
В 1980-е годы на волне перестройки, когда в стране объявили знаменитый театральный эксперимент, появилась масса театров-студий, выжили из которых в итоге только единицы. В 1987 году Е. Дробышев создал экспериментальный театр-студию, которая получила название «Театр “Самарская площадь”».
«Демонстрация» стала первым спектаклем в репертуаре нового театра. Спектакль имел скандальный успех. Он стал крупным театральным событием, вышедшим далеко за пределы Самары. Это был политический памфлет, пародия на первомайскую демонстрацию, пародия на советскую жизнь. Местные власти решали вопрос о закрытии театра. Комиссия, специально приехавшая из Москвы, спасла театр – в стране как раз объявили гласность. Со спектаклем «Демонстрация» в 1988 году «Самарская площадь» гастролировала в Москве и Киеве. В 1989 году спектакль был удостоен областной премии имени Ленинского комсомола.
Молодая труппа во главе со своим художественным руководителем Е. Дробышевым много экспериментировала. Особенно успешными были эксперименты по синтезу драмы и пластики. Еще в 1989 году актеры занялись пантомимой с Владимиром Черняевым, а позже и с Ильей Рутбергом, дважды проводившим мастер-классы специально для артистов «Самарской площади». Авторские спектакли – «Играем Бидструпа» (1989) и «Ночь на Ивана Купала» (1992) неоднократно были удостоены высоких наград на российских и международных фестивалях.
Спектакль «Играем Бидструпа», поставленный В. Черняевым, уникален тем, что не имеет литературной основы, а создан по рисункам всемирно известного датского художника-карикатуриста Херлуфа Бидструпа. Это пластическая клоунада, состоящая из множества художественных миниатюр Бидструпа, положенных на музыку гениального итальянского композитора Нино Рота.
«Ночь на Ивана Купала» – это самобытность языческих танцев, богатство музыкального оформления, неожиданные драматические решения пластического действа.

Успехи театра привлекли внимание городских властей, и в 1993 году театр получил статус первого муниципального театра Самары. Было выделено здание одного из старейших кинотеатров города, являющегося памятником архитектуры в стиле «модерн», требовавшего реконструкции, которая затянулась на тринадцать долгих лет. Труппа театра репетировала в полуразрушенном здании, причем несколько лет практически без отопления, играли на арендованных сценах в домах культуры и клубах города. И только в октябре 2007 года театр открыл свои двери для зрителей.
В течение 30 лет театр познакомил зрителей с русской и зарубежной классикой, а также с современной драматургией. Среди постановок: «Орнифль» и «Коломба» Ж. Ануя, «Богатые невесты», «Олигарх» (по пьесе «Не всё коту масленица»), «Правда – хорошо, а счастье лучше» А. Островского, «Чайка» и «Вишнёвый сад» А. Чехова, «Женитьба» Н. Гоголя, «Кроткая» по одноимённой повести Ф. Достоевского, «Наш городок» и «Долгий рождественский обед» Т. Уайлдера, «Тёмная история» П. Шеффера, «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозерова, «Танец Дели» по пьесе И. Вырыпаева, «Герострат» Г. Горина, «Красное вино победы» Е. Носова, «Русский и литература» М. Осипова и другие. Недавняя премьера – это спектакль «Филумена Мартурано» по пьесе итальянского драматурга Э. де Филиппо.

За годы своего существования театр много и успешно гастролировал по России: Москва, Сочи, Нижний Новгород, Ижевск, Уфа, Киев, Гатчина, а также за рубежом: США, Германия, Венгрия, Австрия.

Кроме того, театр – участник и лауреат различных фестивалей. Вот лишь некоторые из них: Всероссийский театральный фестиваль «Русская комедия» (г. Ростов-на-Дону, 2010, 2012), фестиваль «Липецкие театральные встречи» (2011), Московский открытый фестиваль спектаклей малых форм для детей «Сказочный мир» (2013), V Международный фестиваль-лаборатория камерных театров и спектаклей малых форм «Молдфест.Рампа.Ру» (г. Кишинев, Молдова, 2013), XXI Международный фестиваль театрального искусства «Славянские театральные встречи» (г. Брянск, 2014), Международный театральный фестиваль им. Ф. Абрамова «Родниковое слово» (г. Архангельск, 2014, 2016), V Международный фестиваль камерных театров «МОСТ» (г. Ганновер, Германия, 2015), XIX Международный фестиваль камерных спектаклей по произведениям Ф. Достоевского (г. Старая Русса, 2015), Межрегиональный фестиваль «Волга театральная» (г. Самара, 2013, 2015, 2017)…

Театр постоянно ищет новые формы работы со зрителем, регулярно проводит благотворительные мероприятия для самарцев.
Евгений Дробышев сумел создать театр, который прошел путь становления от молодежного театра-студии до профессионального репертуарного театра со своим творческим лицом, настоящего авторского театра, имеющего серьезный многогранный репертуар, любимого и посещаемого зрителями и занимающего свою нишу в театральном пространстве города.
Ист. инф.: Сайт театра «Самарская площадь» (http://theater-samara.ru); Ерофеева Е. Здесь цветет папоротник / Е. Ерофеева // Самарская сцена : альманах. Вып. 2.- Самара, б.г.- С. 44-46; Игнашов А. Театр на Самарской площади / А. Игнашов // Самарские судьбы.- 2012.- № 11.- С. 24-43.