160 ЛЕТ СО ДНЯ ОТКРЫТИЯ САМАРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО

Самара (Куйбышев) издавна славилась своими театральными традициями. И совсем не случаен тот факт, что первая профессиональная театральная труппа в Самаре появилась в год образования Самарской губернии. Это была антреприза Е. Стрелкова, которая выступала в специально приспособленном доме купца Лебедева, расположенном на самом берегу Волги (под нынешним Комсомольским спуском). Театр был открыт 8 ноября 1851 г. следующими пьесами: «Что имеем, не храним» В. Соловьева, «Современный анекдот с жильцом и домохозяином» П. Григорьева и «Аз и Ферт» (перевод с французского). В этом же сезоне театр представил публике комедию Н. Гоголя «Ревизор».

Но особняк Лебедева, «колыбель сценического искусства в Самаре» (по словам историка театра, литературного и театрального критика А. Смирнова (Треплева), просуществовал недолго, сгорев в страшном пожаре 12 мая 1854 г.

Мысль о создании настоящего постоянного театрального здания возникла у губернатора К.Г. Грота и была поддержана местным дворянством. В результате 16 октября 1855 г. театр, построенный на средства горожан, был открыт представлениями труппы Н.И. Иванова. Здание театра было деревянным, но впоследствии его собирались заменить каменным.

За годы его существования в театре работали антрепризы П.М. Медведева, А.А. Рассказова, И.К. Немова, И.П. Новикова и др., а на его сцене блистали великие русские актеры В. Андреев-Бурлак, А. Ленский, М. Писарев, П. Стрепетова, для которой самарский театр стал местом ее творческого рождения как великой трагической актрисы (роль Лизаветы в драме А. Писемского «Горькая судьбина»).
 
 
 

В 1886 г. на заседании городской думы по инициативе городского головы П. Алабина и гласного думы К. Позерна было решено построить новый каменный театр по проекту архитектора М. Чичагова, проектировавшего в Москве театр Корша (ныне Театр Наций). Через 2 года, 2 октября 1888 г., драмой П. Невежина «Вторая молодость» состоялось открытие каменного театра, выполненного в условно-русском стиле и являющегося гордостью и визитной карточкой города по сей день. На сцене нового театра начала свою творческую жизнь труппа антрепренера, актера и режиссера П. Медведева, состоявшая из 15 актеров и актрис. За сезон ими было сыграно 120 пьес и 69 одноактных пьес и водевилей, которые показывались зрителям с одной-двух репетиций «под суфлера».

Событием для театральной жизни Самары стали гастроли знаменитой русской артистки Г. Федотовой (1897), приезд известных трагиков братьев Адельгейм (1898).
 

Через две недели после Октябрьской революции Совет народных комиссаров издал декрет о передаче театров в ведение государственной комиссии по просвещению, признав их национальным достоянием.

Первым режиссером Самарского театра стала З. Славникова. На рубеже 20-х и 30-х годов прошлого века театр полностью стал государственным и стационарным с постоянной труппой и возможностью планировать творческий и производственный процесс создания спектаклей.

Яркой страницей театральной истории Самары стал приезд в 1931 г. актера Н. Симонова. Вместе с ним приехала группа молодых актеров ленинградского академического театра драмы: В. Киселев, Г. Соловьев, Ю. Толубеев, В. Меркурьев, В. Нельский В. Шарлахов. Около трех сезонов Н. Симонов стоял во главе театра, определял его творческую жизнь, будучи актером, режиссером, педагогом театральной студии, директором, а затем художественным руководителем театра.

Отправляясь на Волгу, группа молодых ленинградцев ставила перед собой сложную задачу – поднять Самарский театр до столичного уровня. Много было сделано в этом направлении. За эти годы театр неоднократно обращался и к русской классике, и к советской драматургии, а сам Н. Симонов сыграл шесть ролей (Лосенко в «Мстиславе Удалом» И. Прута, Гай в «Моем друге» Н. Погодина и др.). И хотя спектакли театра вызывали резкую критику рецензентов, он постепенно завоевал доверие и любовь зрителей, обрел уверенность, творчески возмужал.

 
 

Три года спустя, когда Н. Симонов и другие ленинградцы вернулись на свою сцену, художественным руководителем театра стал А. Волгин. Ему пришлось пополнять труппу, в которую вошли А. Аренский, Н. Вент, В. Карташов, В. Лебедев, О. Марков, В. Мартынов, К. Незнамова, В. Нельский, А. Сиянова, З. Чекмасова, П. Свичеревский, Г. Шебуев. Режиссерами стали Г. Шебуев, П. Свичеревский, П. Васильев.

29 сентября 1936 г. через три месяца после смерти А.М. Горького постановлением ЦИК СССР краевому драмтеатру было присвоено его имя. И это не было случайностью. Ведь, будучи молодым журналистом, Максим Горький, приехав в Самару, стал завсегдатаем театра, неоднократно писал в «Самарской газете» рецензии на его спектакли. Спустя несколько лет Самарский театр одним из первых в провинции начал ставить пьесы Горького: «Мещане» и «На дне», инсценировка повести «Фома Гордеев» и «Дачники», «Дети солнца» и инсценировка повести «Трое» и т.д. Обращение к драматургии Горького стало традиционным для Самарского театра, став особой страницей в его биографии.

Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед
 
 
 
 
Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед

Среди тех, кто в разные годы возглавлял театр И.А. Ростовцев (1936-1938), М.А. Гершт (1946-1951), Е.А. Простов (1953-1957), П.Л. Монастырский (1959-1965, 1967-1995), В.А. Гвоздков (с 1995 по настоящее время).

 
 
 
 

С именем Монастырского связаны наиболее яркие и значительные достижения Самарского театра. Им поставлены в театре более ста спектаклей. Среди них хочется выделить Горьковские постановки, «Ричард III» с Н. Засухиным, «Варшавская мелодия» с Л. Грязновой и В. Никитиным, «Гамлет» с Ю. Демичем, «Золотая карета» с В. Борисовым, В. Ершовой, Н. Михеевым, Н. Кузьминым (Государственная премия РСФСР, 1976 г.), «Усвятские шлемоносцы» с И. Морозовым и Н. Радолицкой (Золотая медаль А.Д. Попова, 1981 г.), «Ревизор» и «Чайка», удостоенные Государственной премии СССР и др.

В 1977 г. Куйбышевскому драматическому театру имени А.М. Горького за большие заслуги в развитии искусства было присвоено почетное звание «Академический».

У самарского академического театра драмы им. М. Горького богатая история, обо всем рассказать просто невозможно. Но хочется назвать имена актеров, составивших его славу: А.И. Демич, С.И. Пономарев, М.Г. Лазарев, Н.Н. Засухин, Н.А. Михеев, Ю.А. Хапланов, Г.А. Шебуев, В.А. Бурэ, В.И. Кузнецов, З.К. Чекмасова, В.А. Михайлов, В.А. Ершова, В.Е. Красева, Е.Т. Фролова, С.И. Боголюбова, О.М. Свиридов, В.П. Оттович, А.Ф. Дерябина и многие другие.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Неразрывно связаны с самарской сценой имена Л. Альбицкой, Е. Григорьева, О. Шебуевой, А. Комраковой, Ю. Вуккерт, А. Комракова, Е. Харитоновой, Е. Орловой, Н. Засухиной, Б. Заволокина и многих других.

В памяти зрителей сохранились яркие актерские работы Ю. Демича, В. Никитина, В. Салопова, С. Надеждина, С. Кагакова, В. Татаринцева, Г. Дударевой, Н. Шевченко, А. Буклеева, Н. Симоновой, О. Бычкова, А. Дубровина, С. Стругачева, В. Бугреева, Ю. Ганюшкина, С. Меркушева, В. Маркина, Н. Чусовой и других.

Во главе с художественным руководителем заслуженным деятелем искусств РФ В. Гвоздковым и главным режиссером В. Гришко лучшие традиции Самарского театра продолжают представители разных поколений: народные артисты РФ Ж. Романенко и В. Борисов, заслуженные артисты РФ И. Морозов, В. Турчин, О. Белов, В. Гальченко, А. Амелин, В. Пономарев, Е. Лазарева, Ю. Машкин, артисты Е. Ивашечкина, В. Жигалин, В. Сухов, А. Коровкина, Г. Кузубов, Д. Евневич, А. Евневич, Н. Лоленко, В. Мирный, Ф. Греков, В. Сапрыкин, Ф. Степаненко, Е. Аржаева, Н. Попова, В. Смыкова, Л. Федосеева, Н. Якимова, В. Филиппова, И. Байбиков и совсем молодое поколение артистов, пришедших в театр после окончания СПбГАТИ: Л. Анциборова, Е. Рузина, В. Богданов, С. Видрашку, Н. Ионова, А. Фадеев, А. Костюк, С. Маркелов, Н. Прокопенко, Е. Шабалина

Коллектив театра всегда находится в творческом поиске. И сейчас в канун своего 160-летия театр живет полнокровной жизнью: создаются новые спектакли, среди которых есть номинанты национальной театральной премии «Золотая маска», участники и победители многих других фестивалей; идет постоянная работа над совершенствованием репертуарной политики; уделяется внимание росту профессиональных навыков и мастерства.

Поздравляя старейший театр Самары с юбилеем, хочется пожелать ему творческой молодости, непроходящей любви своих зрителей и почитателей.

Источники информации: Драматический имени Горького : Страницы истории Куйбышевского драматического театра имени А.М. Горького.- Куйбышев, 1976.- 207 с. : ил.; Мельникова Н.В. Биография зданий. Драмтеатр / Н.В. Мельникова // Самарский краевед : Страницы истории.- Куйбышев, 1990.- С. 302-310; Молько В. Путешествие по одной улице : документальное повествование / Владимир Молько.- Куйбышев, 1987.- С. 37-52; Моргун А.Г. От крепости Самара до города Куйбышева : Заметки об архитектуре / А.Г. Моргун.- Куйбышев, 1986. – С. 10-11; Русский драматический театр : энциклопедия / Под общ. Ред. М.И. Андреева, Н.Э. Звенигородской, А.В. Мартыновой, Е.Ю. Бегляровой.- М., 2001.- С. 403; Самара: Символы времени : фотоальбом / Авт.-сост. В.Н. Востриков.- Самара, 2009.- С. 66; Самарскому академическому театру драмы им. Максима Горького 150 лет / Автор проекта В. Гвоздков; авт.-сост. О. Малинина.- Самара, 2001.- 156 с. : ил.; Смирнов (Треплев) А. Старый самарский театр и быт : Очерки т материалы по истории театра и быта в провинции / Александр Смирнов (Треплев).- Самара, 2008.- 432 с. : ил.; Финк Э. Сочувствие добру и истине / Эдит Финк //Автографы / Отв. ред. и сост. С.П. Хумарьян.- Самара, 1998. – С. 74-87; Шебуев Г. Воспоминания для будущего / Георгий Шебуев.- Самара, 2001.- 480 с. : ил.; Шестаков К. Мой город родной : Запски старожила.- 2-е изд., доп. И перераб. / К. Шестаков.- Самара, 1990.- С. 244-254; Сайт Самарского академического театра драмы www.dramtheatre.ru.