110 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ ДАНИЛОВОЙ

5 декабря 2015 года исполняется 115 лет со дня рождения балетмейстера, заслуженного деятеля искусств РСФСР Натальи Владимировны Даниловой (5.12.1905-17.07.1985).

После окончания в 1924 году Ленинградского хореографического училища (класс А. Вагановой) Н. Данилова стала солисткой Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. 11 лет она танцевала в Кировском театре в балетных постановках М. Петипа, Л. Иванова, М. Фокина.
Впоследствии ее творческая судьба была тесно связана с Куйбышевом. С 1936 г. Н. Данилова артистка, в 1939-1942 гг. балетмейстер, в 1944-1950 и 1953-1967 гг. главный балетмейстер Куйбышевского театра оперы и балета. Среди ее постановок: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» П. Чайковского, «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, «Раймонда» А. Глазунова, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Тропою грома» и «Семь красавиц» К. Караева, «Отелло» А. Мачавариани и др. Н. Данилова впервые в стране поставила балеты «Легенда о любви» Г. Крейтнера (1958), «Утес» Э. Лазарева (1959), впервые в Европе – балет «Читра» (1960) на музыку и сюжет Р. Тагора. За постановку «Читры» Н. Данилова была удостоена Международной премии им. Джавахарлала Неру.

Балетмейстер возобновила на Куйбышевской сцене фокинские работы – балет «Египетские ночи» А. Аренского и «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» А. Бородина.

В 1959 году Н. Данилова создала при театре хореографическую студию для детей, которая в 90-х годах стала хореографической школой.

За огромный вклад в отечественное искусство в 1961 году Наталии Владимировне Даниловой было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Одна из основных заслуг Даниловой - создание профессиональной балетной труппы Куйбышевского театра. Среди ее учеников – С. Россет, В. Сергеев, Н. Щеголев, В. Лубенец и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиотека Самарского отделения СТД располагает уникальным документом – рукописными воспоминаниями Валентины Степановны Лубенец о годах работы и личной дружбы с Н.В. Даниловой. Предлагаем вашему вниманию отрывок из этих воспоминаний (сохранены стилистика и пунктуация автора).

<…> Классические спектакли Наталия Владимировна знала в совершенстве, но всегда вносила свое видение спектакля. В своих рабочих записях Наталия Владимировна писала: «Меня влечет углубленное проникновение в драматургию замысла произведения балета, обязательное стремление донести идейную сущность его и выразить через действительный танец, создание образа в спектакле средствами не только танца, но драматической игры». В первые годы на постановочных репетициях Наталия Владимировна нам всё показывала, это были удивительные показы, всё равно, женскую или мужскую роль, изумительные по выразительности руки, вот где особенно сказывалась школа Вагановой, и мы невольно копировали её. <…> Наталия Владимировна умела в каждом из нас выявить всё лучшее, скорее могла простить техническую погрешность, но не переносила пустых глаз и отсутствующего выражения лица и на репетициях, и на спектаклях. Это касалось всех, начиная с ведущих солистов, кончая артистами кордебалета. <…> В оперных спектаклях Данилова никогда не ставила просто танцев. Эти акты входили в ткань спектакля, помогая раскрывать сущность произведения. Очень хороши были балетные акты в операх «Князь Игорь», «Иван Сусанин», «Фауст», <…> «Руслан и Людмила», «Кармен». <…> Одним из самых любимых балетов у Наталии Владимировны была «Снегурочка», созданная на муз. Чайковского. Поставлен был спектакль впервые в театре Станиславского и Н.-Данченко Бурмейстером, но, как всегда, Данилова решила по-своему. <…> мы трое (Л. Статкевич, Н. Щёголев, В. Лубенец - примеч. Библиотеки) несли полную нагрузку. Наталия Владимировна потом в своих стихах, посвященных нашему балету, писала: «Статкевич, Щеголев и Лубенец / Несли свой репертуар, / Искусству отдавая сердца жар». <…> Данилова дважды создавала балетный коллектив в Куйбышеве, это были коллективы единомышленников, понимающих её с полуслова, разделявших все её творческие устремления. Наталия Владимировна всегда была с балетом. Очень мы её любили, звали её «мать-начальница» или ласково – «Наталя». Наталия Владимировна знала это, но не обижалась, наделенная чувством юмора. В 1967 г. после ухода на пенсию Наталия Владимировна уехала в Москву, балет буквально осиротел. После моего ухода на пенсию в 1960 г. я стала работать инспектором балета, старалась освобождать Наталию Владимировну от мелких административных забот, потом Наталия Владимировна писала, что я была её опорой. После её кончины в 1985 г. <…> в её бумагах я нашла тетрадь со стихотворениями, посвященными своему балету. Вот они: « Мой коллектив, / Мои друзья / Бросались в бой, / За мной идя!» Я счастлива тем, что Наталия Владимировна почтила меня своей дружбой. И, думаю, выражу мнение всех, кто считает себя её учениками. Мы были обогащены общением с талантливой, неординарной и яркой личностью, как творчески, так и чисто по-человечески.

Ист. инф.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 324; Призвание – балетмейстер / авт.-сост. С. Хумарьян.- Самара, 2005.- 152 с., ил.; Куйбышевский оперный: Страницы истории Куйбышевского театра оперы и балета / Сост. В.И. Жданова, Л.Е. Гольдштейн.- Куйбышев, 1981.- 288 с.; Театральная энциклопедия: Т. 2 / Гл. ред. С. Мокульский.- М., 1961; Русский балет: энциклопедия.- М., 1997.- С. 160-161; Соколова О. Н.В.Данилова в истории самарского балета: реферат (http://www.rospedclub.ru/index.phtml); Интернет-ресурс «Фея танца Наталья Владимировна Данилова» (http://www.edc.samara.ru/~samara420/dp-3/01.htm).