О ТЕАТРЕ И НЕ ТОЛЬКО...

Искусство режиссуры. ХХ век / Сот. С.К. Никулин, Л.А. Пичхадзе.- М. : Артист. Режиссер. Театр, 2018.- 768 с.

Искусство режиссуры. ХХ век / Сот. С.К. Никулин, Л.А. Пичхадзе.- М. : Артист. Режиссер. Театр, 2018.- 768 с.

В предлагаемую читателям книгу вошли труды блестящих режиссеров XX века: вторая часть «Работы актера над собой» К.С.Станиславского, «Лекции. 1918-1919» В.Э.Мейерхольда, фрагменты из книги Дж. Стрелера «Театр для людей» и книги Е. Гротовского «От Бедного Театра к Искусству-проводнику», а также «Пустое пространство» П. Брука. Эти работы вызывают постоянный интерес у профессионалов и любителей театра, а главное — будут полезны молодежи, собирающейся посвятить себя режиссуре.

Аспекты выразительности тела актера : сб. статей / Ред.-сост. Т.Е. Кузовлева.- СПб. : РГИСИ, 2017.- 128 с. : ил.

Аспекты выразительности тела актера : сб. статей / Ред.-сост. Т.Е. Кузовлева.- СПб. : РГИСИ, 2017.- 128 с. : ил.

Сборник статей посвящен воспитанию выразительности тела актера драматического и музыкального театра. Педагоги кафедры пластического воспитания РГИСИ делятся опытом преподавания танца и сценического движения в различных аспектах и направлениях. Книга адресована студентам и преподавателям театральных школ, занимающимся пластическими дисциплинами.

Альшиц Ю.Л. 45 вопросов к роли / Юрий Альшиц.- М. : Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2015.- 240 с.

Альшиц Ю.Л. 45 вопросов к роли / Юрий Альшиц.- М. : Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2015.- 240 с.

Путь к открытию роли — это всегда живой диалог с ней, правильные и неправильные, вовремя и не вовремя сформулированные вопросы. Автор предлагает актерам и режиссерам попробовать себя на этом пути, открыть для себя мир роли, полный тайн и загадок, ответы на которые могут прийти на первой же секунде, через годы или не придут никогда.

Раневская Ф. Жизнь, рассказанная ею самой / Фаина Раневская.- М. : Яуза-каталог, 2018.- 224 с. – (Уникальная биография женщины-эпохи).

Раневская Ф. Жизнь, рассказанная ею самой / Фаина Раневская.- М. : Яуза-каталог, 2018.- 224 с. – (Уникальная биография женщины-эпохи).

«Мой отец был бедный нефтепромышленник…» - прежде считалось, что от мемуаров Фаины Раневской уцелела лишь эта анекдотическая фраза: все остальные записи она сожгла, вернув издательству аванс, а ее легендарные остроты и афоризмы известны в основном по пересказам. Но прав был булгаковский Воланд: рукописи не горят, и эта книга - уникальная возможность услышать живой голос великой актрисы, которая лишь наедине с собой могла сбросить привычную маску и говорить предельно откровенно, не на публику, «от первого лица»… Знаете ли вы, что Фаина Георгиевна ненавидела эту «крылатую фразу» «Муля, не нервируй меня!», сделавшую ее знаменитой, и уничижительно отзывалась о своих киноролях: «снова клоунесса, а не Васса Железнова!», боясь остаться в памяти зрителей всего лишь источником словесных «перлов» и анекдотов? Знаете ли вы, что, помимо звания народной артистки СССР, орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, она получила еще и три Сталинских премии, хотя и отзывалась о наградах как о «похоронных принадлежностях»? Знаете ли вы, что под личиной «Мули», вечной пересмешницы и матершинницы, скрывалась творческая трагедия гениальной актрисы, так и не научившейся ценить свой комедийный дар?.. Это книга - не просто мемуары; больше, чем собрание общеизвестных шуток и «хохм» - с этих страниц звучит голос совсем другой, настоящей, трагической Раневской, чьи едкие остроты всегда были смехом сквозь слезы

Липовецкий М. Перформансы насилия: литературные и театральные эксперименты «Новой драмы» / М. Липовецкий, Б. Боймерс.- М. : Новое Литературное Обозрение, 2012.- 374 с. : ил.

Липовецкий М. Перформансы насилия: литературные и театральные эксперименты «Новой драмы» / М. Липовецкий, Б. Боймерс.- М. : Новое Литературное Обозрение, 2012.- 374 с. : ил.

«Перформансы насилия» Марка Липовецкого и Биргит Боймерс - первая книга о важнейшем феномене русской культуры последнего десятилетия - "новой драме". Подробный анализ драматургии и постановок таких известных представителей этого направления, как Е. Гришковец, М. Курочкин, Ю. Клавдиев, братья Дурненковы, М. Угаров и Е. Гремина, Н. Коляда, В. Сигарев, братья Пресняковы, И.Вырыпаев, сочетается в книге с теоретическим подходом. Авторы видят значение "новой драмы" не только в обновлении современного театра и драматургии, но и в том, что в пьесах и спектаклях этого направления выразилось особое состояние общества, когда насилие - физическое, психологическое или дискурсивное - стало одной из основных форм социальной коммуникации, поглотив и подчинив себе все иные социальные языки. "Новая драма" позволяет понять логику, ритуалы и тупики этого состояния, интенсивно ищет пути выхода из него.

Хореограф Андрей Петров и театр «Кремлевский балет» / авт.-сост. Р.Г. Володченков, М.К. Леонова, Е.В. Маликов, С.М. Оленев ; под общ. ред. Е.В. Маликова.- М., 2019.- 304 с. : ил.

Хореограф Андрей Петров и театр «Кремлевский балет» / авт.-сост. Р.Г. Володченков, М.К. Леонова, Е.В. Маликов, С.М. Оленев ; под общ. ред. Е.В. Маликова.- М., 2019.- 304 с. : ил.

Андрей Борисович Петров - основатель, художественный руководитель и главный балетмейстер театра Государственного Кремлевского Дворца "Кремлевский балет", народный артист России, лауреат Премии города Москвы в области литературы и искусства, профессор Московской государственной академии хореографии. Книга о творчестве Андрея Петрова и созданном им театре «Кремлевский балет» представляет собой сборник статей, рецензий и интервью известных деятелей балета, театроведов и журналистов. В основе издания лежат материалы из личного архива хореографа, а также интервью, статьи, фотографии разных лет. Книга адресована как профессионалам хореографического искусства, так и всем, кто любит и интересуется балетом.

Егошина О. Первые сюжеты. Русская сцена на рубеже тысячелетий / О. Егошина.- М. : Новое Литературное Обозрение, 2010.- 276 с. : ил.

Егошина О. Первые сюжеты. Русская сцена на рубеже тысячелетий / О. Егошина.- М. : Новое Литературное Обозрение, 2010.- 276 с. : ил.

Книга известного театрального критика Ольги Егошиной «Первые сюжеты» относится к редкому жанру «актерских портретов». Новейшая история российского театра на рубеже тысячелетий дана в лицах «первых сюжетов» русской сцены: от Иннокентия Смоктуновского и Олега Борисова до Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой. Еще принц Гамлет называл актеров «живой летописью времени». Судьбы героев книги совпали с эпохой развала советской державы, с распадом огромной империи - временем мутаций национального типа и характера. «Первыми сюжетами» книги стали актеры, чье присутствие определяло и определяет облик русского театра с середины 1980-х до дня сегодняшнего.

Егошина О. Театральная утопия Льва Додина / О. Егошина.- М. : Новое Литературное Обозрение, 2014.- 248 с. : ил.

Егошина О. Театральная утопия Льва Додина / О. Егошина.- М. : Новое Литературное Обозрение, 2014.- 248 с. : ил.

Книга «Театральная утопия Льва Додина» рассказывает о тридцати годах жизни одного из флагманов отечественной и мировой сцены - Санкт-Петербургского Малого драматического театра-Театра Европы и его художественного руководителя Льва Додина. Автор создает объемный портрет МДТ в интерьере эпохи, вписав его в хронику времени и в общий ландшафт. Анализ спектаклей, взаимоотношения и судьбы актеров, эстетические поиски режиссера, обретения и потери - все это оказывается в фокусе исследования. Ольга Егошина - известный театральный критик и историк, автор книг «Актерские тетради Иннокентия Смоктуновского», «Первые сюжеты. Русская сцена на рубеже тысячелетий» и др.

Николаевич С. Театральные люди / С. Николаевич.- М. : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2019.- 425 с., ил.- (СНОБ).

Николаевич С. Театральные люди / С. Николаевич.- М. : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2019.- 425 с., ил.- (СНОБ).

Это книга о тех, для кого Театр не просто профессия, но потребность души и главное содержание жизни. Речь о великой страсти, которая проявляется по-разному и не только на сценических подмостках, - именно она предопределила судьбу героев Сергея Николаевича, сделав кого-то жертвой, а кого-то - счастливым победителем. «Театральные люди» - это актерские портреты, яркие статьи о режиссерах, художниках и спектаклях, написанные в разные годы. Впервые собранные вместе под одной обложкой, эти тексты читаются как театральный роман, где один сюжет приводит к другому, а все вместе они создают картину времени. Сергей Николаевич - театральный критик, журналист, культуртрегер. С 1982 по 1990 гг. возглавлял журнал "Советский театр", работал в журналах «Огонёк», «Домовой», «ELLE». Был главным редактором журналов «Madame Figaro» и «Citizen K». С 2009 - главный редактор журнала «СНОБ». Ведущий программы «Культурный обмен» на ОТР, автор и составитель одиннадцати литературных сборников, изданных «Редакцией Елены Шубиной». Среди них бестселлеры «Все о моем отце» (2011), «Красная стрела» (2013), «Все о моем доме» (2015), «33 отеля, или Здравствуй, красивая жизнь!» (2018).

Шах-Азизова Т.К. Полвека в театре Чехова. 1960-2010.- М. : Прогресс-Традиция, 2011.- 328 с. : ил.

Шах-Азизова Т.К. Полвека в театре Чехова. 1960-2010.- М. : Прогресс-Традиция, 2011.- 328 с. : ил.

Судьба традиций, «новые формы» чеховского театра, расширение его географии и стилевого диапазона, диалог со временем - все это и многое другое включает в себя сборник статей известного театроведа Татьяны Шах-Азизовой, посвященный 150-летию со дня рождения А.П.Чехова. Книга состоит из нескольких разделов, в каждом из которых представлены статьи на определенную тему: «Начало», «Чеховские театры», «История с географией», «От пьесы к пьесе» и «Преждевременные итоги».

Вилисов В. Нас всех тошнит: как театр стал современным, а мы этого не заметили / Виктор Вилисов.- М. : АСТ, 2019.- 336 с.

Вилисов В. Нас всех тошнит: как театр стал современным, а мы этого не заметили / Виктор Вилисов.- М. : АСТ, 2019.- 336 с.

Как так вышло, что приглашение пойти на спектакль теперь может привести вас на железнодорожный вокзал, заброшенный завод или автозаправку? Откуда на сцене появились роботы и куда исчезает сама сцена? Спектакли идут по несколько дней, а зритель часто вынужден сам в нём играть, и у него выходит лучше, чем у профессиональных актёров; вас водят по улицам и особнякам, предлагают потанцевать в метро, заполнить анкету и самим решить, что вы только что посмотрели. В танце могут стоять на месте, опера может быть современной, что происходит? Театр — это же когда на сцене играют на разрыв аорты классические тексты? Вообще-то нет.

Эта книга рассказывает о том, что происходит с театром с 60-х годов XX века по сегодняшний день: как он стал интереснее и сложнее кино, какое отношение он имеет к современному искусству и технологиям, почему сегодня это пространство беспрецедентной свободы, почему все эти перемены прошли почти незамеченными. И самое главное — как теперь это всё смотреть. Как так вышло, что приглашение пойти на спектакль теперь может привести вас на железнодорожный вокзал, заброшенный завод или автозаправку? Откуда на сцене появились роботы и куда исчезает сама сцена? Спектакли идут по несколько дней, а зритель часто вынужден сам в нём играть, и у него выходит лучше, чем у профессиональных актёров; вас водят по улицам и особнякам, предлагают потанцевать в метро, заполнить анкету и самим решить, что вы только что посмотрели. В танце могут стоять на месте, опера может быть современной, что происходит? Театр — это же когда на сцене играют на разрыв аорты классические тексты? Вообще-то нет. Эта книга рассказывает о том, что происходит с театром с 60-х годов XX века по сегодняшний день: как он стал интереснее и сложнее кино, какое отношение он имеет к современному искусству и технологиям, почему сегодня это пространство беспрецедентной свободы, почему все эти перемены прошли почти незамеченными. И самое главное — как теперь это всё смотреть.

Карпушкин М.А. Театральная педагогика: теория, методика, практика / М.А. Карпушкин.- М. : Российский институт театрального искусства - ГИТИС, 2017.- 460 с.

Карпушкин М.А. Театральная педагогика: теория, методика, практика / М.А. Карпушкин.- М. : Российский институт театрального искусства  - ГИТИС, 2017.- 460 с.

Автор пособия последовательно раскрывает процесс обучения и воспитания режиссера в стенах вуза, ставит целью ознакомить будущих режиссеров с первыми шагами в поиске выразительных средств, диктуемых жанром драматического произведения и стилем автора, освещает некоторые принципы режиссерской трактовки пьесы и работы над ролью. Дается ряд разнообразных приемов, упражнений и режиссерских приспособлений, помогающих образно и выразительно выстроить этюд, а затем спектакль как законченное сценическое произведение. В пособии рассматриваются и обосновываются различные варианты работы режиссера над инсценировкой и пьесой "методом действенного анализа", которые позволяют молодым режиссерам осознать глубину замысла пьесы. Дается анализ компонентов постановочного плана как первоначальной формы реализации замысла спектакля. В книге использованы материалы уроков А.А. Гончарова на режиссерско-актерском курсе ГИТИСа (1969-1974), М.О. Кнебель, Г.А. Товстоногова.

Для режиссеров, театральных педагогов, студентов художественных вузов.

Чистюхин И.Н. О драме и драматургии: Учеб. пособие / И.Н. Чистюхин.- 2-е изд., исправ.- СПб. : Лань ; Планета музыки, 2019.- 432 с. : ил.

Чистюхин И.Н. О драме и драматургии: Учеб. пособие / И.Н. Чистюхин.- 2-е изд., исправ.- СПб. : Лань ; Планета музыки, 2019.- 432 с. : ил.

Книга посвящена изучению законов драматургии, процесса исторического развития драмы, основных этапов в эволюции драматических жанров и форм. Подробно рассматриваются основные драматургические категории и понятия. Представлена система анализов драматургического произведения. Описан процесс движения драмы к ее сценическому воплощению, инсценировка как особый род драматургии, а также история развития драмы, как совокупности технологических приемов.

Издание адресовано студентам и преподавателям театральных вузов, а также всем любителям сценического искусства.

Холодова Г. Случай Погребнички : История театра «Около дома Станиславского» в статьях и фотографиях / Г.Е. Холодова ; сост. Г.Я. Шварц ; предисл., послесл. А. Солнцева.- М. : Три квадрата, 2019.- 160 с. : ил. – (Серия «Artes et media», вып. 8).

Холодова Г. Случай Погребнички : История театра «Около дома Станиславского» в статьях и фотографиях / Г.Е. Холодова ; сост. Г.Я. Шварц ; предисл., послесл. А. Солнцева.- М. : Три квадрата, 2019.- 160 с. : ил. – (Серия «Artes et media», вып. 8).

В книге представлены статьи и очерк известного театрального критика и театроведа Галины Ефимовны Холодовой (1947-2015), на протяжении многих лет следившей за творчеством Ю.Н. Погребничко и его команды: театра "Около дома Станиславского", главного режиссера, актеров и художника. Книга иллюстрирована фотографиями из архива театра "Около" и личного архива Г. Холодовой и Г. Шварца. Издание адресовано людям театра и любителям театра.

Маньен Ш. История марионеток в Европе / Ш. Маньен ; Литерат. пер. с франц., коммент. и общ. ред. Б.П. Голдовского, Н.Ф. Райтаровской.- М. : Международное театральное агентство «Play&Play» - Изд-во «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017.- 288 с. : ил.

Маньен Ш. История марионеток в Европе / Ш. Маньен ; Литерат. пер. с франц., коммент. и общ. ред. Б.П. Голдовского, Н.Ф. Райтаровской.- М. : Международное театральное агентство «Play&Play» - Изд-во «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017.- 288 с. : ил.

Вряд ли найдется хотя бы один серьезный историк или теоретик театра, не знающий имени Шарля Маньена (Charles Magnin) - выдающегося французского ученого, писателя, драматурга и поэта. Книга "История марионеток в Европе с древнейших времен до наших дней" стала последним трудом в его жизни и одновременно первым и крупнейшим исследованием, заложившим фундамент изучения мировой истории театра кукол, как особого вида искусства. Блистательно написанная, она поражает не только глубиной знаний и эрудиции автора, оперирующего многочисленными неизвестными и малоизвестными источниками на древнегреческом и латинском языках, но и привлекает изысканным остроумием. Книга адресована читателям, интересующимся историей и теорией мирового театра кукол, а также театральным педагогам и студентам гуманитарных вузов, режиссерам, актерам, художникам и искусствоведам. На русском языке печатается впервые.

Свободин А.П. Без антракта / Александр Свободин.- М., 2019.- 564 с., ил.

Свободин А.П. Без антракта / Александр Свободин.- М., 2019.- 564 с., ил.

Александр Петрович Свободин (1922-1999) – известный театральный критик, писатель, историк, драмату4рг, заслуженный деятель искусств РФ. В книге «Без антракта» собран6ы его статьи, очерки, портреты известных деятелей театра, кино и телевидения, эссе о спектаклях, фильмах и людях театра, писавшиеся на протяжении десятилетий.

Казьмина Н.Ю. Здравствуй и прощай. Театр в портретах и диалогах / Н. Казьмина ; ред.-сост. А.В. Заславская ; предисл. и примеч. В.О. Семеновского

Казьмина Н.Ю. Здравствуй и прощай. Театр в портретах и диалогах / Н. Казьмина ; ред.-сост. А.В. Заславская ; предисл. и примеч. В.О. Семеновского

Наталья Казьмина (1956 - 2011) известный театральный критик. В книге собраны ее статьи, интервью, рецензии разных лет. Среди героев книги - Олег Ефремов, Виктор Гвоздицкий, Михаил Туманишвили, Роберт Стуруа, Людмила Максакова, Василий Лановой, Евгений Князев, Константин Райкин, Валерий Фокин, Генриетта Яновская, Кама Гинкас, Михаил Левитин, Дмитрий Крымов, Юрий Погребничко, Юрий Бутусов… Очень известные и очень разные люди театра. Их человеческие и творческие судьбы предстают в органическом единстве прошлого и настоящего и образуют целостный сюжет, скреплённый естественной интонацией, вызывающей доверие к личности автора. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся театральным искусством.

Плисецкий А.М. Жизнь в балете : Семейные хроники Плисецких и Мессереров / Азарий Плисецкий ; предисл. С. Николаевича ; послесл. С. Юрского.- М. : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2018.- 384 с. : ил.

Плисецкий А.М. Жизнь в балете : Семейные хроники Плисецких и Мессереров / Азарий Плисецкий ; предисл. С. Николаевича ; послесл. С. Юрского.- М. : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2018.- 384 с. : ил.
Азарий Михайлович Плисецкий (р. 1937) - танцовщик, хореограф, педагог с международным именем, представитель театральной династии Плисецких-Мессерер. Окончил Московское хореографическое училище (1956) и театроведческий Факультет ГИТИСа (1969). Принимал участие в создании Кубинского национального балета, много работал с балетными труппами в Японии и США. С 1992 года постоянно сотрудничает с балетом Мориса Бежара, являясь педагогом-репетитором школы-студии "Рудра". Живет в Москве и Лозанне. "Жизнь в балете" - мемуары, похожие на библейскую сагу о легендарной династии Плисецких-Мессерер; история артистического клана на фоне революций, войн, арестов и театральных премьер, написанная младшим из рода, Азарием Михайловичем Плисецким. Перед глазами читателя проходит золотой век русского и мирового балета: великая Галина Уланова, легендарная создательница кубинского балета Алисия Алонсо, французский хореограф Морис Бежар, великолепный Михаил Барышников и, конечно, старшая сестра автора - демоническая и неотразимо прекрасная Майя Плисецкая. В каком-то смысле книга брата написана в полемике с мемуарами сестры. Нам открывается другая версия известных событий: на глазах словно меняется оптика, возникает новый ракурс, укрупняется кадр. При этом Азарию Плисецкому хватает такта держать дистанцию, даже в самых сложных жизненных ситуациях сохранять безупречную выдержку истинно балетного кавалера

Кузнецова А.А. Тайны гримерных комнат : Докум. повесть / Анна Кузнецова.- М. : ИПО «У Никитских ворот», 2015.- 284 с.

Кузнецова А.А. Тайны гримерных комнат : Докум. повесть / Анна Кузнецова.- М. : ИПО «У Никитских ворот», 2015.- 284 с.

Анна Адольфовна Кузнецова выбрала для себя редкую профессию театрального критика. Она совмещает в себе талант вдумчивого специалиста-аналитика, практика, как никто знающего российскую театральную жизнь, и блестящего публициста. Сейчас она театральный обозреватель "Литературной газеты", и ее статьи не перестают удивлять остротой и смелостью. А еще она вузовский педагог, воспитавшая не одно поколение артистов, режиссеров, журналистов. 6о лет длится ее подвиг профессионального служения, беззаветной преданности делу всей ее жизни - театру, ее послушание. Книга "Тайны гримерных комнат" еще один из ее ярких поступков, где собственная судьба представлена с удивительной, порой даже пугающей искренностью и откровенностью, а увлекательный мир театра открывается с совершенно неожиданной, никому не известной стороны. Театральная жизнь - всегда загадочная и манящая тайна. Анна Кузнецова приглашает заглянуть туда, куда обычно путь посторонним закрыт. В театре, как нигде, за блеском люстр и софитов, под гримом и костюмами, трудно бывает разглядеть, как бездарности выдают себя за таланты, как кипят нешуточные страсти и бушуют войны не на жизнь, а насмерть. Обо всем этом книга. О времени, о театре и его выдающихся личностях. О женской судьбе, о человеке, сумевшем жить ярко и достойно.

Радзинская А.В. Не отражаясь в зеркалах / Алла Радзинская.- М. : Книжный Клуб 36.6, 2005.- 286 с.

Радзинская А.В. Не отражаясь в зеркалах / Алла Радзинская.- М. :  Книжный Клуб 36.6, 2005.- 286 с.

Первая часть книги - "Истории нашей семьи" - охватывает период с конца XIX века по 1958 год. Это не только автобиография писательницы, но и биография рода. В ней - переплетения судеб многих людей, исторические события и частные эпизоды, ступеньки нескольких поколений - один из пролетов бесконечной лестницы, по которым поднимается из прошлого в будущее человеческая жизнь. Вторая часть книги, получившая название "Закрой глаза, чтобы лучше видеть", вместила три десятилетия (с 1958 по 1988 годы) жизни Аллы Радзинской и ее литературной, театральной и телевизионной работы, но главным образом - минуты, часы и дни из жизни известных людей, с которыми писательница встречалась и дружила, которых она любила и уважала. Эта книга - словно большой литературно-театральный салон, в котором, вопреки ходу времени и срокам жизни, отпущенным людям, собрались Василий Шукшин и Константин Симонов, оба мужа автора книги - Эдвард Радзинский и Рустем Губайдулин, Андрей Миронов и Александр Ширвиндт, Роман Карцев и Виктор Ильченко, Михаил Жванецкий и Сергей Юрский, Александр Белявский, Евгений Весник, Валентин Гафт, Марк Розовский, Павел Хомский, Михаил Козаков, Михаил Левитин и многие-многие другие...

Самара губернская. 160 лет в зеркале архитектуры / ГУСО «ЦГАСО» ; сост. Н.Ю. Шешунова, В.В. Шестерикова, К.В. Фролова.- Самара : ООО «Книга», 2011.- 208 с. : ил.

Самара губернская. 160 лет в зеркале архитектуры / ГУСО «ЦГАСО» ; сост. Н.Ю. Шешунова, В.В. Шестерикова, К.В. Фролова.- Самара : ООО «Книга», 2011.- 208 с. : ил.

Книга-альбом, подготовленная сотрудниками Центрального государственного архива Самарской области, посвящена 160-летию образования Самарской губернии. Материалы, помещенные в ней, позволяют любознательному читателю окунуться в мир губернской Самары, пройти по ее улицам, увидеть многообразие архитектурных стилей и решений, отраженных в чертежах главных «лицевых» фасадов зданий, украшавших ее центр и придававших неповторимый облик старинному волжскому городу. Составители смогли обнаружить в фондах Центрального государственного архива Самарской области и подготовить к публикации уникальную коллекцию чертежей, созданных как столичными, так и самарскими архитекторами. Книга предназначена как для специалистов — архитекторов, историков, деятелей культуры, так и для широкого круга читателей.

Вощинин И. Джаз и мы. Самарские синкопы / Игорь Вощинин.- Самара : ООО «Культурная инициатива», 2017.- 228 с. : ил.

Вощинин И. Джаз и мы. Самарские синкопы / Игорь Вощинин.- Самара : ООО «Культурная инициатива», 2017.- 228 с. : ил.

Книга известного самарского музыканта, журналиста, профессионального критика и знатока джаза Игоря Вощинина освещает некоторые моменты джазовой жизни Самарской области, а также представляет людей, с этой жизнью связанных. Автор сам был непосредственным участником многих описываемых событий, а детали других представил по рассказам друзей, соратников и коллег. Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся музыкой.

Соловьева И. Первая студия. Второй МХАТ: Из практики театральных идей ХХ века / Инна Соловьева.- М. : Новое литературное обозрение, 2016.- 672 с.

Соловьева И. Первая студия. Второй МХАТ: Из практики театральных идей ХХ века / Инна Соловьева.- М. : Новое литературное обозрение, 2016.- 672 с.

Книга выдающегося историка театра И.Н.Соловьевой прослеживает судьбу Первой студии МХТ - Московского Художественного театра Второго. МХАТ Второй, направлявшийся гением Михаила Чехова, был ликвидирован решением Правительства от 6 февраля 1936 г., ошельмован и предан забвению. Его искусство, входящее в национальное достояние, долгие годы ждало попыток реконструкции, восстановления, исследования. Перед читателем одна из таких попыток, держащаяся на всей полноте архивных знаний. Путь театра и разделы книги обозначены именами: Станиславский - Сулержицкий - Вахтангов - Михаил Чехов. Но рассказ строится не на монографиях, а на меняющейся панораме, на смене лиц и идейно-эстетических задач, с которыми время сталкивало людей искусства.

Дмитриевский В.Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики. Ч.2.: Советский театр 1917-1991 гг. / В.Н. Дмитриевский.- М. : Гос. ин-т искусствознания; «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013.- 696 с. : ил.

Дмитриевский В.Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики. Ч.2.: Советский театр 1917-1991 гг. / В.Н. Дмитриевский.- М. : Гос. ин-т искусствознания; «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013.- 696 с. : ил.

Вторая часть монографии В.Н. Дмитриевского продолжает первую часть - "Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до 1917 г.", опубликованную в 2007 году. Это историко-культурологическое исследование, посвященное становлению и развитию социокультурного взаимообщения театра и зрителя как широкого диалога художника и публики, искусства и общества в условиях функционирования большевистской идеологии и культурной политики.

Кудашева Т.Н. Руки актера : Учеб. пособие / Т.Н. Кудашева.- М. : Российский институт театрального искусства - ГИТИС, 2016.- 190 с., ил.

Кудашева Т.Н. Руки актера : Учеб. пособие / Т.Н. Кудашева.- М. : Российский институт театрального искусства - ГИТИС, 2016.- 190 с., ил.

В учебном пособии представлена методика преподавания, связанная с подвижностью тела актера и движением рук как составляющей в создании образа. Книга адресована студентам актерских факультетов театральных вузов, актерам профессиональных театров.

Старосельская Н.Д. Точка возврата. Борис Морозов: Страницы жизни / Наталья Старосельская.- М. : ЦАТРА, 2019.- 260 с. : ил.

Старосельская Н.Д. Точка возврата. Борис Морозов: Страницы жизни / Наталья Старосельская.- М. : ЦАТРА, 2019.- 260 с. : ил.

В книге рассматривается творческий путь режиссера Бориса Морозова, начавшийся в любительском театре «Манекен» в Челябинске, продолжившийся в московских театрах Советской Армии, где он поставил свой дипломный спектакль, затем в Театре им. К.. Станиславского, Театре им. Вл. Маяковского, Малом театре. Позже Борис Морозов ставил спектакли не только в разных российских городах, но и за границей. Его возвращение в Центральный академический театр Российской Армии в середине 90-х годов обозначило новую, серьезную веху в жизни этого коллектива. Издание подготовлено к юбилею режиссера и юбилею театра.

Перетц В.Н. Кукольный театр на Руси : Исторический очерк / В.Н. Перетцъ.- СПб., 1895. – 107 с. : ил. – Репринт. изд.

Перетц В.Н. Кукольный театр на Руси : Исторический очерк / В.Н. Перетцъ.- СПб., 1895. – 107 с. : ил. – Репринт. изд.

Репринт с издания. СПб., 1895. Эта книга была издана сто двадцать лет назад и до настоящего времен справедливо считается лучшей монографией о театре кукол России. Она же явилась и первой в России книгой, целиком посвященной этому виду искусства. О роли этой книги для кукольного театроведения говорит хотя бы тот факт, что практически ни одна более-менее серьезная книга о театре кукол России, Украины, Польши, Белоруссии не обошлась без явной, или завуалированной цитаты из труда В.Н. Перетца. Это действительно тот фундамент, без знания которого невозможно ни понять, ни изучать отечественный театр кукол. Тираж 30 экз. выполнен по технологии print-on-demand (печать по требованию). Это эксклюзивное издание

Сазонова В.А. Театральная педагогика Ю.А. Завадского : Учеб. пособие.- 3-е изд., доп. / В.А. Сазонова.- СПб. : Планета музыки ; Лань, 2019.- 176 с.

Сазонова В.А. Театральная педагогика Ю.А. Завадского : Учеб. пособие.- 3-е изд., доп. / В.А. Сазонова.- СПб. : Планета музыки ; Лань, 2019.- 176 с.

Юрий Александрович Завадский - один из крупнейших режиссёров XX века. Более 50 лет Завадский руководил театром Моссовета, воспитав блистательную плеяду актёров: В. Марецкую, Р. Плятта, Н. Мордвинова, Г. Жжёнова, М. Терехову, В. Талызину и др. С 1939 года и до конца своей жизни он был профессором кафедры режиссуры ГИТИСа. В пособии обобщается опыт работы Завадского, прослеживаются пути формирования личности студента - режиссера, раскрывается своеобразие методики Завадского в работе с этюдом на литературной основе. Пособие предназначено для преподавателей и студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки "Актерское искусство", "Хореографическое искусство" (по дисциплинам "Актерское мастерство", "Режиссура", "Основы актерского мастерства и режиссуры"), театральных отделений колледжей культуры.

Савинова-Семова А. О двигательной культуре актера театра кукол : Учеб.-метод. пособие / Анастасия Савинова-Семова.- М. : РОСА, 2018.- 316 с., ил.

Савинова-Семова А. О двигательной культуре актера театра кукол : Учеб.-метод. пособие / Анастасия Савинова-Семова.- М. : РОСА, 2018.- 316 с., ил.

Труд «О двигательной культуре актера театра кукол» представляет собой плод 40-летнего педагогического опыта профессора Анастасии Савиновой, преподавателя сценического движения в Национальной академии театрального и киноискусства – НАТФИЗ «Кр. Сарафов», София. Этот необычный учебник является единственным в своем роде опытом обобщения накопленного педагогического багажа в области работы актера театра кукол. В нем собран, систематизирован и осмыслен немалый по объему учебный материал, созданный автором, который развивался на протяжении многих лет исследовательской деятельности по извлечению специфических особенностей кукловождения и ряда закономерностей этой профессии, до создания настоящей оригинальной авторской Системы. Настоящий труд будет полезен начинающим преподавателям сценического движения, студентам театральных школ и академий, профессиональным актерам и непрофессионалам – руководителям и членам театральных групп и коллективов

Якубова Н.О. Театр эпохи перемен в Польше, Венгрии и России. 1990-е – 2010-е годы / Наталия Олеговна Якубова.- М. : Новое лит. обозрение, 2014.- 376 с. : ил.

Якубова Н.О. Театр эпохи перемен в Польше, Венгрии и России. 1990-е – 2010-е годы / Наталия Олеговна Якубова.- М. : Новое лит. обозрение, 2014.- 376 с. : ил.

Как случилось, что польский и венгерский театр последних пятнадцати лет вырвался на мировые рубежи? Книга Н.О. Якубовой углубляется в истоки "театральных революций" в обеих странах, чтобы затем, привлекая в параллель Россию, проанализировать общие тенденции: "культ рассказа", переосмысление понятия "документальности", выдвижение на первый план "постпамяти" (в противовес "истории") и др. Отдельно рассмотрены обращение к античным авторам, Шекспиру, Бюхнеру, а также оперная режиссура Дмитрия Чернякова. Особое внимание уделено "мифу жертвенности", на изживание которого, как считает автор, направлены усилия ведущих режиссеров поколения тридцати-сорокалетних.

Вахтанговская театральная школа. Воспитание драматического актера в театральном институте имени Бориса Щукина : Учеб.-метод. пособие / Сост., общ. ред. П.Е. Любимцев.- СПб. : Лань; Планета музыки, 2019.- 292 с. : ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература).

Вахтанговская театральная школа. Воспитание драматического актера в театральном институте имени Бориса Щукина : Учеб.-метод. пособие / Сост., общ. ред. П.Е. Любимцев.- СПб. : Лань; Планета музыки, 2019.- 292 с. : ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература).

Предлагаемый вниманию читателей сборник учебно-методических пособий под общей редакцией П. Е. Любимцева призван раскрыть (в общедоступной, доходчивой форме) некоторые технологические моменты, показать Вахтанговскую школу изнутри, в ее рабочем процессе. В издание включены как практические работы ("Тренинг..." Н. Н. Павленковой и "Тренинг" В. П. Поглазова, "Ритм и темп" Н. Л. Ковалёвой), так и общетеоретические ("Моя Вахтанговская школа" А. Л. Дубровской, "Воспитание артиста музыкального театра..." М. А. Швыдкой), а также историко-теоретические ("Самостоятельные работы..." Н. Ю. Щукиной, "Этюды к образу..." В. М. Маркина и К. В. Малова и "Заглянем в прошлое..." А. М. Бруссер). Книга будет интересна и для людей театра (актёров, режиссёров, театральных педагогов и студентов), и для любителей, интересующихся сценическими искусствами.