О ТЕАТРЕ И НЕ ТОЛЬКО...

Юрий Любимов. Театр Жизни : Международная научная конференция к 100-летию Ю.П. Любимова / Рос. гос. б-ка искусств ; сост. А.А. Колганова.- М. : РГБИ, 2019.- 2012 с.

Юрий Любимов. Театр Жизни : Международная научная конференция к 100-летию Ю.П. Любимова / Рос. гос. б-ка искусств ; сост. А.А. Колганова.- М. : РГБИ, 2019.- 2012 с.

В сборнике представлены материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения выдающего режиссера, актера, педагога Юрия Петровича Любимова, основателя знаменитого Театра на Таганке. В издание вошли воспоминания друзей и коллег Юрия Любимова, статьи российских и зарубежных исследователей творчества Мастера

Старосельская Н.Д. Наталья Гундарева / Наталья Старосельсккая.- М. : Мол. гвардия, 2018.- 266 с.

Старосельская Н.Д. Наталья Гундарева / Наталья Старосельсккая.- М. : Мол. гвардия, 2018.- 266 с.

Наталью Георгиевну Гундареву (1948-2005) можно назвать поистине народной артисткой, не по статусу - по огромной любви к ней в нашей стране. В своей книге театральный критик и писатель Н. Д. Старосельская попыталась осмыслить жизненный и творческий путь замечательной актрисы, женщины, друга - путь неустанного поиска, путь напряженного познания собственного духовного мира.

Сазонова В.А. Театральная педагогика: традиции и современность. История, теория, практика : монография / В.А. Сазонова ; науч. ред. Т.М. Кожевникова.- Тамбов : Изд. дом «Державинский», 2019.- 470 с.

Сазонова В.А. Театральная педагогика: традиции и современность. История, теория, практика : монография / В.А. Сазонова ; науч. ред. Т.М. Кожевникова.- Тамбов : Изд. дом «Державинский», 2019.- 470 с.

Монография Валентины Александровны Сазоновой – кандидата искусствоведения, профессора, научного руководителя факультета культуры и искусств ТГУ имени Г.Р. Державина представляет собой творческое осмысление собственного опыта автора как режиссера и педагога и творческое развитие наследия К. С. Станиславского, Вл. И. Немировича-Данченко и ведущих мастеров театра. В ней представлены научные работы профессора В. А. Сазоновой по аспектам историко-методологического развития театрального искусства, новейших технологий профессионального образования, современных тенденций в театральном искусстве и образовании. Большое внимание уделено научно-практическому анализу проблем духовно-эстетического воспитания студентов средствами театрального искусства. Данная работа может представлять интерес для педагогов и студентов вузов искусств, театральных училищ, колледжей, практиков театра.

Лещинский А.А. Танцевальное воспитание драматического актера в России (1738-1888) / А.А. Лещинский.- М. : Российский институт театрального искусства – ГИТИС, 2018.- 150 с.

Лещинский А.А. Танцевальное воспитание драматического актера в России (1738-1888) / А.А. Лещинский.- М. : Российский институт театрального искусства – ГИТИС, 2018.- 150 с.

В монографии осуществляется попытка воссоздания исторической панорамы процесса формирования и развития системы танцевального воспитания драматического актера в России в ее первый период. Хронологические рамки работы охватывают 150 лет — с момента основания в 1738 г. «Танцевальной школы Ея Императорского Величества», давшей начало русской балетной, а впоследствии и драматической школе до указа от 21 августа 1888 г., определившего автономию балетного и драматического обучения. Книга адресована педагогам по танцу, мастерству актера и студентам театральных вузов, режиссерам и балетмейстерам, работающим с драматическими актерами.

Метаморфозы театральности : разомкнутые формы : сб. статей / Сост., предисл. П. Богдановой.- М. : Новое литературное обозрение, 2020.- 304 с.

Метаморфозы театральности : разомкнутые формы : сб. статей / Сост., предисл. П. Богдановой.- М. : Новое литературное обозрение, 2020.- 304 с.

Размыкание границ и структуры классической драмы в России происходило в несколько этапов: начиная с А.П. Чехова, сквозь советские семидесятые, пьесы Л. Петрушевской и В. Славкина в постановках Анатолия Васильева к Новой драме девяностых. В начале XXI века в России появились новые типы театров — иммерсивный, сайт-специфик, инклюзивный, хеппенинг, которые радикально трансформировали театральное пространство, уйдя от традиционной драмы, зрительного зала и даже самого театрального здания. Как традиционные формы театра подвергались деконструкции в эпоху постмодерна? Почему искусство стремится стереть границу между сценой и реальной жизнью? Среди героев книги — Всеволод Лисовский, Борис Павлович, Павел Пряжко, Борис Юхананов, Клим, Дмитрий Брусникин, Иван Вырыпаев, Михаил Угаров, Юрий Клавдиев и другие.

Портнова Т.В. Концептуальная модель системы переподготовки режиссеров при переходе к театральным проектным технологиям : монография / Т.В. Портнова.- Ставрополь : Логос, 2017.- 106 с.

Портнова Т.В. Концептуальная модель системы переподготовки режиссеров при переходе к театральным проектным технологиям : монография / Т.В. Портнова.- Ставрополь : Логос, 2017.- 106 с.

Монография посвящена инновационным процессам, связанным с проектной деятельностью в сфере театрального искусства. Рассматриваются историческая эволюция развития проектных и инновационных технологий в сфере искусства, творчество режиссеров, ориентированных на технические новации в искусстве. перформансы, выставки и мультимедийные инсталляции как новое направление развития постановочной деятельности, их влияние на современную культуру. Затронуты вопросы создания новых принципов художественного оформления спектакля, отвечающих ведущим тенденциям развития мирового театрального искусства (интерактивность, симультанность, многомерность и др.), отраженных в поиске новых средств художественной выразительности и совершенствовании методов постановочного процесса. Анализируется образовательная авторская программа «Обучение инновационной проектной деятельности» и условия включения в систему переподготовки режиссеров театров. Материал, представленный в монографии может быть использован в организации образовательного процесса и включении в учебно-тематические разработки и учебные курсы для различных учебных заведений творческого профиля, лабораторий и мастерских учебных и профессиональных театров. Так же может быть полезен в научно-исследовательской и практической работе не только режиссеров, но и искусствоведов, культурологов и театральных менеджеров, направленной на повышение конкурентоспособности спектаклей в условиях современного художественного рынка.

Коробейников С.С. Музыка в театре / С.С. Коробейников.- Новосибирск : Изд-во НГТИ, 2017.- 120 с.

Коробейников С.С. Музыка в театре / С.С. Коробейников.- Новосибирск : Изд-во НГТИ, 2017.- 120 с.

Данное издание посвящено музыке в драматическом и музыкальном театре. Оно составлено из статей автора, написанных в 2009-2015 годах. Приоритет отдается драматическому театру как сфере, до сих пор недостаточно изученной. Спектакли музыкального театра отражены в статьях, демонстрирующих различные жанровые решения. Книга ориентирована в первую очередь на студентов специальности «Режиссура театра», а также на тех, кто интересуется музыкой и театром в их непрерывном взаимодействии и взаимовлиянии.

Королёва М.А. Верещагин и другие : роман и три пьесы для чтения / Марина Королёва.- М. : ARSISBOOKS, 2020.- 320 с.

Королёва М.А. Верещагин и другие : роман и три пьесы для чтения / Марина Королёва.- М. : ARSISBOOKS, 2020.- 320 с.

Марина Королёва - журналист и филолог, радио- и телеведущая, автор нескольких бестселлеров о современном русском языке. Ее роман "Верещагин" был впервые опубликован в 2012 году в издательстве "Астрель" (редакция Елены Шубиной), тогда же получил премию Роспечати "Лучшая книга, написанная журналистом - 2012". Два тиража романа разошлись стремительно, однако он больше не переиздавался. В новую книгу кроме романа вошли пьесы разных лет: "Тополь. Хроники радио" (2005), "Ник" (2007), "Узел" (2019). Какую цену готов заплатить человек за любовь, за искусство, за счастье, за свободу, за саму жизнь? Этот вопрос объединяет под одной обложкой "Верещагина" и все три пьесы.

Грэм М. Память крови. Автобиография / Марта Грэм ; пер. с англ. В. Щелкиной.- М. : ООО «Арт Гид», 2020.- 240 с., ил. – (Garage Dance ; вып. 01).

Грэм М. Память крови. Автобиография / Марта Грэм ; пер. с англ. В. Щелкиной.- М. : ООО «Арт Гид», 2020.- 240 с., ил. – (Garage Dance ; вып. 01).

Марта Грэм (1894-1991) - танцовщица и хореограф, одна из основоположниц американского танца модерн. Автобиография Грэм «Память крови» была написана в последний год ее жизни. В этой книге можно найти множество любопытных подробностей, связанных с долгой творческой карьерой Марты Грэм, воспоминаний о знаменитых танцовщиках, художниках и музыкантах, с которыми она работала: от Майи Плисецкой и Рудольфа Нуриева до Лайзы Минелли, Мадонны, Аарона Копленда и Александра Колдера. Для Грэм выражение «память крови» означало врожденное знание, которое мы наследуем в нашем физическом бытии от предшествующих поколений. Она любила исландское выражение «жажда судьбы», верила в собственное предназначение. Книга «Память крови» открывает перед читателем сокровенные размышления Марты Грэм и историю ее духовных и творческих поисков. «Память крови» Марты Грэм - первая книга новой издательской серии Музея «Гараж» GARAGE DANCE, посвященной современному танцу. Составитель: Вита Хлопова.

Чепуров А.А. Валерий Фокин. Право на монолог : Театральные парадоксы Валерия Фокина / Александр Чепуров.- М. : Молодая гвардия, 2021.- 425 с., ил.

Чепуров А.А. Валерий Фокин. Право на монолог : Театральные парадоксы Валерия Фокина / Александр Чепуров.- М. : Молодая гвардия, 2021.- 425 с., ил.

В книге прослеживается творческий путь выдающегося российского театрального режиссера Валерия Фокина. Семья, детские годы, первые жизненные и художественные впечатления, решительные, но опрометчивые поступки, чуть не сломавшие судьбу… А затем выбор профессии, учеба в театральном вузе, приглашение в один из самых знаменитых московских театров - "Современник". На страницах книги подробно рассказано о вошедших в историю отечественной сцены спектаклях Фокина, поставленных в крупнейших российских и зарубежных театрах, о работе с выдающимися артистами, драматургами, театральными художниками. Творческие поиски, эксперименты, международные проекты, создание творческого Центра имени Вс. Мейерхольда в Москве, а также почти два десятилетия руководства старейшей профессиональной сценой - Национальным драматическим театром России, легендарной Александринкой, - вот увлекательный сюжет жизни одного из корифеев современного театрального искусства

Барб-Галль Ф. Внутри картины. Что скрывают шедевры? / Франсуаза Барб-Галль ; пер. с фр. А. Степановой.- С. : Эксмо, 2020.- 224 с., ил.

Барб-Галль Ф. Внутри картины. Что скрывают шедевры? / Франсуаза Барб-Галль ; пер. с фр. А. Степановой.- С. : Эксмо, 2020.- 224 с., ил.

Вы смотрите на картинку и в какой-то момент проваливаетесь в нее. Как Алиса в нору в Стране Чудес! Вот вы оказываетесь внутри и что вы видите? Куда пойдете, что будете делать? В новой книге Франсуаза Барб-Галль научит вас смотреть на картины по-новому! В трех больших главах изучены основные варианты перемещения в пространстве картины: вперед или назад, затем в центр, влево или вправо, и, наконец, вверх или вниз. После каждой главы приведены комментарии, позволяющие быстро определить любого художника и его произведение в конкретном историческом контексте. Впервые вы сможете не просто научиться отличать шедевры и с легкостью объяснять их значение на языке искусствоведов, но и станете непосредственными героями полюбившихся сюжетов

Сценическая речь в Школе Малого театра : Сб. статей / Науч. ред. Н.Н. Штода ; ред.- сост. Н.Н. Штода, О.Н. Бойцова.- М. : Изд-во «Согласие», 2019.- 236 с.

Сценическая речь в Школе Малого театра : Сб. статей / Науч. ред. Н.Н. Штода ; ред.- сост. Н.Н. Штода, О.Н. Бойцова.- М. : Изд-во «Согласие», 2019.- 236 с.

«Сценическая речь в Школе Малого театра» – сборник статей преподавателей кафедры сценической речи Высшего театрального училища (институт) им. М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России приурочен к 210-летию Училища. В него включены статьи, в которых анализируются методология, речевые традиции Школы Малого театра, поиск новых методик. Освещаются проблемы дикционных и голосовых недостатков, культуры речи современных абитуриентов и студентов. Предлагаются апробированные способы работы над некоторыми направлениями предмета, связанными с техникой сценической речи, исправлением диалектного произношения, с работой над действенным словом в текстах классической и античной литературы, в произведениях былинного эпоса. Из архивов кафедры в сборник вошел материал, не утративший своей актуальности и сегодня. Это статья известного театрального педагога В. В. Урновой, посвященная речевым традициям Малого театра и современной сценической речи. Сборник адресован магистрантам и педагогам театральных вузов.

Минкин А.В. Чайка На воде : Роман о комедии / Александр Минкин.- М. : Проспект, 2021.- С.432 с.

Минкин А.В. Чайка На воде : Роман о комедии / Александр Минкин.- М. : Проспект, 2021.- С.432 с.

Чехов на втором месте в мире после Шекспира по числу постановок. Всюду, где есть театр, играют «Чайку». Кажется, чеховеды все давно сказали. Но, читая новую книгу Александра Минкина, изумляешься: как могло случиться, что дольше века люди не замечали скрытых в знаменитой пьесе чудес?! «Чайка На воде» дарит читателю редкую радость. Это радость узнавать новое про старое. Та радость, которую дарила читателям и предыдущая работа автора – «Немой Онегин». Кроме романа о комедии, в книге найдёте волнующие театральные истории: о шекспировских и чеховских спектаклях, о судьбах театров, о судьбе цивилизации, а в конце издания бонус – «Чайка» Чехова. Можете убедиться: там действительно сказано всё то, чего никто не замечал.

Полунин С. Алхимия снежности / Слава Полунин, Наташа Табачникова.- М. : Эксмо, 2020.- 192 с., ил.- (Новая реальность).

Полунин С. Алхимия снежности / Слава Полунин, Наташа Табачникова.- М. : Эксмо, 2020.- 192 с., ил.- (Новая реальность).

Книга всемирно известного клоуна Славы Полунина и театроведа Наташи Табачниковой рассказывает об истории создания и законах, по живет удивительный спектакль «сНЕЖНОЕ шоу Славы Полунина», ставший театральной классикой. Книга снабжена авторскими иллюстрациями Квинта Бухгольца - известного немецкого художника, картины которого говорят нам о том что в повседневной жизни всегда есть место чудо. И чудеса эти хочется «рассматривать» снова и снова.