Самарскому областному театру кукол 80 лет

Точная дата образования самарского театра кукол не установлена. Известно только, что в начале 30-х годов в Самаре существовало большое количество творческих коллективов, работающих в жанре кукольного театра.
Первые сведения о профессиональном театре кукол относятся к 1932 году. Тогда актером ТЮЗа А. Лоцмановым была создана небольшая труппа кукольников-петрушечников из пяти человек. Первые актеры театра – Н. Петров, А. Архангельский, Е. Бирюков – давали представления в заводских клубах, сельских избах-читальнях, во дворах и на улицах.

Город ощущал острую потребность в театре кукол, поэтому возникла необходимость в повышении мастерства актеров. Для этого в 1933 году был организован семинар с практическими занятиями, которые проводили известный режиссер театра кукол Е. Деммени и актер-кукольник М. Дрозжин.
В 1934 году театр кукол возглавила ученица Е. Деммени Т. Каракозова. С ее приходом театр был признан профессиональным коллективом. Первые постановки были марионеточными. Ставились профессиональные серьезные спектакли — «Гулливер в стране лилипутов» по Дж. Свифту, «Маугли» Р. Киплинга, «Конек-Горбунок» П. Ершова, «Цирк дяди Джеймса», «Джим и Доллар» и другие. С 1937 года ставятся петрушечные представления – «Красная Шапочка» Е. Шварца, «По щучьему велению» Е. Тараховской, «Гусенок» Н. Гернет и др.
В годы Великой Отечественной войны театр не прекращал своей деятельности. И хотя мужская часть труппы ушла на фронт, артистки продолжали показывать спектакли в госпиталях. Лучшие постановки военного репертуара: «Собакам — смерть собачья», «Партизаны», «Сказки партизанского леса», «Как немецкий генерал с поросенком воевал». После войны в труппу возвращаются с фронта мужчины, вливаются молодые талантливые артисты. Несмотря на бытовые трудности тех лет, ставилось по 10 премьер в год. В репертуаре появились новые названия: «Щелкунчик», «Каштанка», «Честное слово», «Поросенок Чок» и др.

В 1947-м году появляются первые тростевые куклы, которые вводятся в спектакле по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек». Эта система становится одной из самых популярных, и в Самарском театре кукол ее используют до сих пор. Затем появились спектакли «Иван — крестьянский сын», «Сказка о храбром богатыре Никите», «Иван-царевич и Серый волк», «Как храбрый кролик победил мистера Льва», «Кукла наследника Тутти», «Приключения Незнайки», «По щучьему велению» и многие другие.
В 1956 году у Куйбышевского театра кукол появился «свой дом». Для его размещения и работы была выделена часть ведомственного здания на ул. Ново-Садовой. В эти годы особым успехом маленьких зрителей пользуются спектакли «Чудо-машина» по истории, сочинённой Ю. Елисеевым, «Солдат Иван» по пьесе С. Преображенского, «Три поросёнка» по инсценировке сказки Ю. Олеши и спектакль по произведениям известного сказочника Ш. Перро — «Кот в сапогах».

Одно из самых ярких событий в истории Куйбышевского кукольного произошло в июле 1964 года. Это был первый спектакль для взрослых — «Божественная комедия» И. Штока в постановке заслуженного деятеля искусств РСФСР П. Монастырского. В 60-е годы продолжали появляться новые спектакли и для маленьких зрителей: «Поросёнок Чок» М. Трувера и Я. Маркасова, «Неразменный рубль» Ю. Елисеева, «Военная тайна» по произведениям А. Гайдара, «Большой Иван» и др.
В 70-х годах на сцене Куйбышевского театра кукол впервые появился Буратино: был поставлен спектакль «Буратино» по сказке А.Н. Толстого. Пользуются успехом у зрителей постановки: «Сембо», «Птичье Молоко», «Тигрик Петрик», «Волшебная Калоша», «Иван Царевич и Серый Волк».
С постановки пьесы-сказки Г. Сапгира и Г. Цыферова «Ты для меня» начинается новая творческая эпоха. В 1971 году главным режиссером Куйбышевского театра кукол становится заслуженный артист РСФСР Роман Борисович Ренц. В театре происходит сложная, кропотливая, но интересная работа. Новые постановки своими смелыми и неожиданными решениями в корне переворачивают представления о кукольном театре. В 70-е годы возникает успешный творческий союз замечательного режиссёра и талантливого драматурга – Р. Ренца и В. Молько. Созданная ими постановка «Пионерские песни» стала событием в театральном мире того времени. Состоялась премьера спектакля по пьесе М. Гаева и М. Табиева «Дзег сын Дзега». Настоящим открытием тех лет стал спектакль «Приготовьте улыбку», авторами которого снова становятся Р. Ренц и В. Молько. Для самого театра он стал спектаклем-экспериментом, спектаклем-лабораторией. Впервые в этой постановке выстроена не повествовательная, а концертная форма кукольного представления. Используются куклы с различной техникой вождения; марионетки, куклы двухметрового роста, куклы в классическом плане — с артистами, скрытыми за ширмой. Этот спектакль долгое время пользовался большим успехом у «взрослых» зрителей.

В сентябре 1974 года состоялось замечательное для театра событие – открытие нового здания театра на улице Льва Толстого. Приступили к занятиям первые студенты вновь созданного при музыкальном училище отделения актеров театра кукол. Куйбышевский кукольный театр стал первым театром, поставившим в 1975 году пьесу «Остров капитанов» Г. Сапгира, С. Прокофьевой. В театре с успехом идет спектакль с использованием тростевых кукол «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». В декабре 1978 года состоялась премьера «Маленького принца» в постановке Р. Ренца. В конце 70-х Куйбышевский театр кукол переживает творческий подъем. Спектакли театра идут с большим успехом. Труппа пополнилась молодыми талантливыми актерами. Возросло мастерство артистов и качество спектаклей.

В начале 80-х Куйбышевский кукольный становится одним из самых популярных театров в стране. Каждая новая постановка вызывает живой интерес зрителя. Не прекращается творческий поиск. Появляются интересные и яркие работы: «Полосатая история» по пьесе М. Супонина и «Стойкий оловянный солдатик» Г. Х. Андерсена. Проводятся творческие встречи, беседы, выставки. Театр снова обращается к творчеству А.Н. Толстого – это сказка «Буратино» в инсценировке Е. Борисовой. Зрители восторженно встречают рождение спектакля «Вокруг да около эстрады». Инсценировка создана Р. Ренцом в соавторстве с С. Табачниковым. Ещё одной яркой, эмоциональной и запоминающейся работой мастера стала премьера спектакля «Механические псы» по пьесе И. Тумановской. Это инсценировка известного романа Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту». Были представлены премьеры спектаклей «Андерсен и Дюймовочка» по пьесе В. Молько, «Лошарик» Г. Сапгира. Состоялась премьера спектакля для взрослых «Шар голубой» (инсценировка Ю. Орлицкого), посвященного сорокалетию Победы и приближающемуся XII Всемирному фестивалю молодёжи. Появляются новые спектакли: «Страусенок Роки», «Проданный смех», «Обезьянка Анфиса». Неотъемлемой частью творческой жизни Куйбышевского кукольного того времени являлись различные театральные фестивали, а также гастрольные поездки.

В 1989 году главным режиссером Куйбышевского кукольного театра становится В. Куприн. Новый сезон открылся спектаклем «Необычайные приключения Маши Петровой в подземном царстве» по пьесе Э. Успенского и Р. Качанова «Наследство Бахрама». Появились спектакли по пьесам «Бестолковый Вомбат, или велосипед с красными колесами» Т. Власовой, «Макарова месть» М. Бартенева, «Две царицы» В. Синакевича.
В 90-е годы одной из самых замечательных режиссёрских работ В. Куприна стал спектакль по пьесе А. Попеску «Солнечный лучик» — добрая и искренняя история об одиночестве, взаимопонимании и дружбе. Театр продолжает гастролировать. При Куйбышевском институте искусств и культуры набран курс по подготовке актеров театра кукол под руководством В. Куприна. Артисты Самарского театра кукол приняли участие в международном фестивале театров «Рязанские смотрины», фестивале «Звучащий мир Волги». Эти годы отмечены появлением интересных постановок. Смелым творческим шагом стало воплощение на сцене Самарского театра кукол В. Куприным пьесы чешского драматурга Л. Дворского «Прыгающая принцесса». Его же другая яркая работа – спектакль «Белоснежка и семь гномов» О. Табакова и Э. Устинова. В 1996 году в репертуаре театра насчитывается двадцать спектаклей по мотивам хорошо известных сказок: «Царевна лягушка», «Морозко», «Машенька и медведь», «Солнечный лучик», «Ура! Австралия», «Буратино и золотой ключик» и др.

В начале 2000-х театр работает без главного режиссера. Директор О. Дикушина приглашает на постановки ведущих мастеров театра кукол России, Украины, Башкирии и Татарстана. Среди них такие известные имена, как заслуженный деятель искусств РФ и Республики Татарстан И. Зиннуров, народный артист Республики Башкортостан И. Капатов, народный артист Украины С. Ефремов, заслуженный деятель искусств РФ Л. Гаврилова, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан А. Губский, заслуженный работник культуры РФ А. Каргин, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан А. Хусаинов и др. В период с 2001 по 2007 годы ставятся более 20-ти спектаклей. Театр активно гастролирует по России и за рубежом, труппа пополняется новыми актерами. Постановки «Тайна новогодних часов» и «Прыгающая принцесса», показанные в Российском культурном центре (г. Будапешт, Венгрия), с удовольствием посмотрели маленькие зрители. Со спектаклем «Как Лиса Медведя обманывала» и новогодним представлением «Чудеса на елке» артисты самарского театра кукол побывали в Чехии. Театр кукол трижды участвует в Международном фестивале детских кукольных театров городов-партнеров «Мы играем в куклы». Самарские зрители увидели работы театров кукол Штутграта (Германия), Стара-Загоры (Болгария), Сент-Луиса (США), Витебска и Гомеля (Белоруссия), Киева и Днепропетровска (Украина). С интересом были восприняты и самарские постановки – спектакли «Аистенок и пугало», «Алые паруса» по А. Грину, «Любовь к одному апельсину». Кроме того, спектакль «Алые паруса» стал участником I Всероссийского фестиваля «Волжские театральные сезоны». С 2005 года на базе самарского театра кукол при поддержке Правительства Самарской области проводится фестиваль театров кукол городов Поволжья «Радуга».

В 2008-2011 годах главным режиссером был В. Гусаров, участник и дипломант международных фестивалей театров кукол в России, Украине, Литве, Австрии, Германии, Боснии и Герцеговине. Им созданы спектакли «Слоненок» по Р. Киплингу, «Каштанка» по А. Чехову, «Ашик-Кериб» по М. Лермонтову и др. Премьеры театра последних лет – спектакли «Крошка Енот» Л. Муур, «По щучьему велению» Б. Сударушкина, «Аленький цветочек» по С. Аксакову, «Карлик-Нос» В. Гауфа, «Принц-свинопас» по Г.Х. Андерсену и др.
На сегодняшний день в репертуаре театра – более 40 спектаклей.
В разные годы в Куйбышевском театре кукол работали
режиссеры: А. Лоцманов, Т. Каракозова, В. Куликов, М. Бабушкин, И. Лукин, В. Ващаев, Р. Ренц, Е. Заборовская, В. Куприн, В. Гусаров и др.;
художники: Г. Макаров, Л. Григорьева, И. Жердер, В. Хохлов, Ю. Минаев, Т. Рассказова, Л. Борисовская, Е. Миганова и др.;
артисты: Н. Перов, А. Архангельский, Е. Бирюков, А. Рузанова, Р. Шенеман, А. Ряднова, А. Архангельский, В. Бобровская, Р. Свиридов, Г. Мельников, М. Кочеткова, Ю. Пашнин, Г. Кислова, В. Степанов, Д. Павлов, Л. Кузовнин, Н. Панина, Н. Чернышова, Н. Мякишева, И. Петрова, О. Демьяненко, Л. Васильева, П. Павлов, Л. Маклашина, И. Васильева, И. Прянишникова, И. Хосятулов и др.; продолжается на сцене театра творческая жизнь Л. Митрофанова, Т. Загоскиной, А. Жерноклёва, Л. Павловой, В. Андрияновой, И. Пашкевич, Е. Толкачевой. Труппа пополнилась молодыми актерами, в том числе и выпускниками Самарской государственной академии культуры и искусств. Заметный след в жизни театра оставили директора Ю. Владимиров, Л. Пландовская, В. Воробьев, педагог и завлит С. Титаренко, местные драматурги В. Молько, С. Табачников, И. Тумановская, Ю. Орлицкий, композиторы В. Максимов и Л. Вохмянин.
Несмотря на солидный возраст, театр готов радовать своих зрителей новыми работами. Коллектив полон идей и сил для дальнейшего развития.

Ист. информации: Величию твоему, мудрости и бесконечной любви к детям посвящается : Самарскому кукольному – 75 лет / сост. В. Манин, Л. Шалай ; сайт Самарского театра кукол www.samarapuppet.ru.