170 ЛЕТ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ САМАРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО

8 Ноября 2021 года исполняется 170 лет со дня основания Самарского академического театра драмы им. М. Горького.

Самара (Куйбышев) издавна славилась своими театральными традициями. И совсем не случаен тот факт, что первая профессиональная театральная труппа в Самаре появилась в год образования Самарской губернии. Это была антреприза Е. Стрелкова, которая выступала в специально приспособленном доме купца Лебедева, расположенном на самом берегу Волги (под нынешним Комсомольским спуском). Театр был открыт 8 ноября 1851 г. следующими пьесами: «Что имеем, не храним» В. Соловьева, «Современный анекдот с жильцом и домохозяином» П. Григорьева и «Аз и Ферт» (перевод с французского). В этом же сезоне театр представил публике комедию Н. Гоголя «Ревизор».

Но особняк Лебедева, «колыбель сценического искусства в Самаре» (по словам историка театра, литературного и театрального критика А. Смирнова (Треплева), просуществовал недолго, сгорев в страшном пожаре 12 мая 1854 г.

Мысль о создании настоящего постоянного театрального здания возникла у губернатора К.Г. Грота и была поддержана местным дворянством. В результате 16 октября 1855 г. театр, построенный на средства горожан, был открыт представлениями труппы Н.И. Иванова. Здание театра было деревянным, но впоследствии его собирались заменить каменным.

За годы его существования в театре работали антрепризы П.М. Медведева, А.А. Рассказова, И.К. Немова, И.П. Новикова и др., а на его сцене блистали великие русские актеры В. Андреев-Бурлак, А. Ленский, М. Писарев, П. Стрепетова, для которой самарский театр стал местом ее творческого рождения как великой трагической актрисы (роль Лизаветы в драме А. Писемского «Горькая судьбина»).

В 1886 г. на заседании городской думы по инициативе городского головы П. Алабина и гласного думы К. Позерна было решено построить новый каменный театр по проекту архитектора М. Чичагова, проектировавшего в Москве театр Корша (ныне Театр Наций). Через 2 года, 2 октября 1888 г., драмой П. Невежина «Вторая молодость» состоялось открытие каменного театра, выполненного в условно-русском стиле и являющегося гордостью и визитной карточкой города по сей день. На сцене нового театра начала свою творческую жизнь труппа антрепренера, актера и режиссера П. Медведева, состоявшая из 15 актеров и актрис. За сезон ими было сыграно 120 пьес и 69 одноактных пьес и водевилей, которые показывались зрителям с одной-двух репетиций «под суфлера».

Событием для театральной жизни Самары стали гастроли знаменитой русской артистки Г. Федотовой (1897), приезд известных трагиков братьев Адельгейм (1898).

Через две недели после Октябрьской революции Совет народных комиссаров издал декрет о передаче театров в ведение государственной комиссии по просвещению, признав их национальным достоянием.

Первым режиссером Самарского театра стала З. Славникова. На рубеже 20-х и 30-х годов прошлого века театр полностью стал государственным и стационарным с постоянной труппой и возможностью планировать творческий и производственный процесс создания спектаклей.

Яркой страницей театральной истории Самары стал приезд в 1931 г. актера Н. Симонова. Вместе с ним приехала группа молодых актеров ленинградского академического театра драмы: В. Киселев, Г. Соловьев, Ю. Толубеев, В. Меркурьев, В. Нельский В. Шарлахов. Около трех сезонов Н. Симонов стоял во главе театра, определял его творческую жизнь, будучи актером, режиссером, педагогом театральной студии, директором, а затем художественным руководителем театра.

Отправляясь на Волгу, группа молодых ленинградцев ставила перед собой сложную задачу – поднять Самарский театр до столичного уровня. Много было сделано в этом направлении. За эти годы театр неоднократно обращался и к русской классике, и к советской драматургии, а сам Н. Симонов сыграл шесть ролей (Лосенко в «Мстиславе Удалом» И. Прута, Гай в «Моем друге» Н. Погодина и др.). И хотя спектакли театра вызывали резкую критику рецензентов, он постепенно завоевал доверие и любовь зрителей, обрел уверенность, творчески возмужал.

Три года спустя, когда Н. Симонов и другие ленинградцы вернулись на свою сцену, художественным руководителем театра стал А. Волгин. Ему пришлось пополнять труппу, в которую вошли А. Аренский, Н. Вент, В. Карташов, В. Лебедев, О. Марков, В. Мартынов, К. Незнамова, В. Нельский, А. Сиянова, З. Чекмасова, П. Свичеревский, Г. Шебуев. Режиссерами стали Г. Шебуев, П. Свичеревский, П. Васильев.

29 сентября 1936 г. через три месяца после смерти А.М. Горького постановлением ЦИК СССР краевому драмтеатру было присвоено его имя. И это не было случайностью. Ведь, будучи молодым журналистом, Максим Горький, приехав в Самару, стал завсегдатаем театра, неоднократно писал в «Самарской газете» рецензии на его спектакли. Спустя несколько лет Самарский театр одним из первых в провинции начал ставить пьесы Горького: «Мещане» и «На дне», инсценировка повести «Фома Гордеев» и «Дачники», «Дети солнца» и инсценировка повести «Трое» и т.д. Обращение к драматургии Горького стало традиционным для Самарского театра, став особой страницей в его биографии.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Среди тех, кто в разные годы возглавлял театр И.А. Ростовцев (1936-1938), М.А. Гершт (1946-1951), Е.А. Простов (1953-1957), П.Л. Монастырский (1959-1965, 1967-1995), В.А. Гвоздков (1995-2018).

С именем Монастырского связаны наиболее яркие и значительные достижения Самарского театра. Им поставлены в театре более ста спектаклей. Среди них хочется выделить горьковские постановки, «Ричард III» с Н. Засухиным, «Варшавская мелодия» с Л. Грязновой и В. Никитиным, «Гамлет» с Ю. Демичем, «Золотая карета» с В. Борисовым, В. Ершовой, Н. Михеевым, Н. Кузьминым (Государственная премия РСФСР, 1976 г.), «Усвятские шлемоносцы» с И. Морозовым и Н. Радолицкой (Золотая медаль А.Д. Попова, 1981 г.), «Ревизор» и «Чайка», удостоенные Государственной премии СССР и др.

В 1977 г. Куйбышевскому драматическому театру имени А.М. Горького за большие заслуги в развитии искусства было присвоено почетное звание «Академический».

У самарского академического театра драмы им. М. Горького богатая история, обо всем рассказать просто невозможно. Но хочется назвать имена актеров, составивших его славу: А.И. Демич, С.И. Пономарев, М.Г. Лазарев, Н.Н. Засухин, Н.А. Михеев, Ю.А. Хапланов, Г.А. Шебуев, В.А. Бурэ, В.И. Кузнецов, З.К. Чекмасова, В.А. Михайлов, В.А. Ершова, В.Е. Красева, Е.Т. Фролова, С.И. Боголюбова, О.М. Свиридов, В.П. Оттович, А.Ф. Дерябина и многие другие.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В памяти зрителей сохранились яркие актерские работы Ю. Демича, Л. Альбицкой, Е. Григорьева, В. Никитина, В. Салопова, Н. Засухиной, Б. Заволокина, С. Надеждина, С. Кагакова, В. Татаринцева, Г. Дударевой, Н. Шевченко, А. Буклеева, Н. Симоновой, О. Бычкова, А. Дубровина, О. Шебуевой, А. Комраковой, Ю. Вуккерт, А. Комракова, Е. Харитоновой, Е. Орловой, С. Стругачева, А. Бугреева, Ю. Ганюшкина, С. Меркушева, В. Маркина, Н. Чусовой, А. Амелина и многих других.

В 1995 году после ухода со своего поста П. Монастырского художественным руководителем, а затем генеральным директором стал заслуженный деятель искусств РФ В. Гвоздков, под руководством которого коллектив театра продолжил работу, сохраняя свои лучшие традиции. В течение 23 лет вплоть до ухода из жизни В. Гвоздкова зрители увидели на сцене театра немало интересных постановок, созданных различными российскими и зарубежными режиссерами. Основой для этих работ послужила русская и зарубежная драматургия, как классическая, так и современная. Среди спектаклей этих лет работы В. Гвоздкова: «О мышах и людях» Дж. Стейнбека, «Король. Дама. Валет» В. Набокова, «Замок в Швеции» и «Лошадь в обмороке» Ф. Саган, «Душечка» по А. Чехову (совместно с Г. Васильевым), «Униженные и оскорбленные» по Ф. Достоевскому, «Академия смеха» К. Митани, «Звуки музыки» Р. Роджерса и О. Хаммерштайна, «Полковник Птица» Х. Бойчева, «Любовные письма» А. Гурнея, «Побег из Шоушенка» по С. Кингу, «Жанна» Я. Пулинович, «Касатка» А. Толстого и другие. Среди спектаклей, поставленных другими режиссерами: «Подари мне лунный свет» О. Данилова (реж. Д. Астрахан), «Мадам Маргарита» Р. Аттайяда, «Чужой хлеб» И. Тургенева, «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппарда (реж. А. Андреев), «Сага о маленьком дяденьке» Б. Линдгрен (реж. Ф. Паулсен, Швеция), «Яблочная леди» О. Данилова (реж. М. Карпушкин), «Сторож» Г. Пинтера (реж. С. Меркушев), «Венецианские близнецы» К. Гольдони и «Ladies’ Night» Ж. Коллара (реж. П. Ланди, Италия), «Доходное место» А. Островского, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира (реж. В. Фильштинский), «Амадей» П. Шеффера, «С тобой и без тебя» А. Менчелла, «Шесть блюд из одной курицы» Г. Слуцки, «Завтра была война» по Б. Васильеву (реж. В. Гришко), «Слай Фокс, или Хитрый лис» по сюжету Б. Джонсона «Вольпоне» (реж. У. Шоен, США), «Пианино в траве» Ф. Саган, «Бумажный патефон» по пьесе А. Червинского «Счастье мое» (реж. М. Кальсин), «Лес» А. Островского, «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика (реж. А. Кузин), «Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера (реж. А. Морфов, Болгария), «Восемь любящих женщин» Р. Тома (реж. Н. Мишин), «Август. Графство Осейдж» Т. Леттса (реж. С. Щипицин), «Вентиль» и «Невероятные приключения Юли и Наташи» Г. Грекова (реж. Г. Греков), «История лошади» по Л. Толстому (реж. С. Грицай), «Алые паруса» А. Грина (реж. Р. Банионис, Литва) и многие другие.

В. Гвоздков вел преподавательскую деятельность. В 2007 году выпустил актерский курс в СПбГАТИ, органично влившийся в труппу Самарского театра. А в 2008 и 2013 годах в Самарском Университете Наяновой были набраны актерские курсы, руководителем которых вновь стал В. Гвоздков. Еще в процессе обучения студенты принимали участие в спектаклях САТД, а со временем многие из них стали артистами театра.

Творческую эстетику В. Гвоздкова поддержал и продолжил воплощать в своей работе его коллега Валерий Гришко - главный режиссер (с 2009 г.), затем художественный руководитель театра (по настоящее время). К прежним его работам на сцене САТД им. М. Горького добавились постановки «Старый дом. История любви» А. Казанцева (постановка В. Гвоздкова, режиссер В. Гришко), «Любимец публики» Н. Кауарда, «Корсиканка» И. Губача, «Лев зимой» Дж. Голдмена, «Не покидай меня» А. Дударева, «Полет над гнездом кукушки» Д. Вассермана.

В 2019 году главным режиссером театра назначен Михаил Лебедев. Спектакли в его постановке: «Роковая ошибка» М. Рощина, «Вот так и живем» по В. Шукшину, «Семью восемь» Д. Слюсаренко, «Медея» Ж. Ануя, Еврипида, «И никого не стало» А. Кристи, «Папа» Ф. Зеллера.

Театр по-прежнему открыт для разных режиссеров. Так в последние годы на сцене САТД поставили спектакли С. Грицай («Барышня-крестьянка» Е. Фридмана), Т. Эсадзе («Мой бедный Марат» по пьесе А. Арбузова, «Три сестры» А. Чехова).

Театр гастролирует, принимал и принимает участие, нередко получая награды, в различных фестивалях, среди которых Всероссийский фестиваль «Волжские театральные сезоны» (г. Самара), международный театральный фестиваль «Театр без границ» (г. Магнитогорск), международный театральный фестиваль «Гостиный двор» (г. Оренбург), международный театральный фестиваль «Балтийский дом» (г. Санкт-Петербург), международный фестиваль «Fontanone estate» (Рим, Италия), Межрегиональный театральный фестиваль им. Н.Х. Рыбакова (г. Тамбов), Всероссийский театральный фестиваль «Актеры России – Михаилу Щепкину» (г. Белгород), российский театральный фестиваль «Золотая Маска», Международный театральный фестиваль «TERRA INCOGNITA» (г. Санкт-Петербург), фестиваль современной драматургии «Левановка», Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция», международный фестиваль «Театральный круг» (г. Тольятти) и других. Артисты театра дважды становились лауреатами Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска»: народная артистка СССР Вера Ершова в номинации «За честь и достоинство» (1996) и заслуженный артист РФ Владимир Гальченко в номинации «Лучшая роль второго плана» (2017). Работы артистов и постановщиков неоднократно побеждали в ежегодном губернском профессиональном конкурсе «Самарская театральная муза».

Несмотря на свой солидный возраст – 170 лет, театр продолжает активно жить: коллектив всегда находится в творческом поиске, создаются новые спектакли, идет постоянная работа над совершенствованием репертуарной политики. Хочется пожелать Самарскому академическому театру драмы им. М. Горького творческой молодости, непроходящей любви своих зрителей и почитателей.

Источники информации: Драматический имени Горького : Страницы истории Куйбышевского драматического театра имени А.М. Горького.- Куйбышев, 1976.- 207 с. : ил.; Мельникова Н.В. Биография зданий. Драмтеатр / Н.В. Мельникова // Самарский краевед : Страницы истории.- Куйбышев, 1990.- С. 302-310; Молько В. Путешествие по одной улице : документальное повествование / Владимир Молько.- Куйбышев, 1987.- С. 37-52; Моргун А.Г. От крепости Самара до города Куйбышева : Заметки об архитектуре / А.Г. Моргун.- Куйбышев, 1986. – С. 10-11; Русский драматический театр : энциклопедия / Под общ. Ред. М.И. Андреева, Н.Э. Звенигородской, А.В. Мартыновой, Е.Ю. Бегляровой.- М., 2001.- С. 403; Самара: Символы времени : фотоальбом / Авт.-сост. В.Н. Востриков.- Самара, 2009.- С. 66; Самарскому академическому театру драмы им. Максима Горького 150 лет / Автор проекта В. Гвоздков; авт.-сост. О. Малинина.- Самара, 2001.- 156 с. : ил.; Смирнов (Треплев) А. Старый самарский театр и быт : Очерки т материалы по истории театра и быта в провинции / Александр Смирнов (Треплев).- Самара, 2008.- 432 с. : ил.; Финк Э. Сочувствие добру и истине / Эдит Финк //Автографы / Отв. ред. и сост. С.П. Хумарьян.- Самара, 1998. – С. 74-87; Шебуев Г. Воспоминания для будущего / Георгий Шебуев.- Самара, 2001.- 480 с. : ил.; Шестаков К. Мой город родной : Записки старожила.- 2-е изд., доп. и перераб. / К. Шестаков.- Самара, 1990.- С. 244-254; Сайт Самарского академического театра драмы www.dramtheatre.ru; Сайт газеты «Волжская коммуна» (раздел «Архив») http://www.vkonline.ru.