ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. 2014 год

Юбилеи: люди, даты, события...

ЯНВАРЬ

2 ЯНВАРЯ ЮБИЛЕЙ РЕЖИССЕРА НАРОДНОГО ТЕАТРА ГАЛИНЫ ПЕТРОВНЫ ШВЕЦОВОЙ

Г. Швецова в 1974 году окончила училище культуры (г. Тверь), в 1979 году – Самарский государственный институт культуры. Посещала семинары З. Корогодского, Л. Хейфеца, К. Гинкаса. Является членом правления международной ассоциации любительских театров «АИТА». В настоящее время работает главным режиссером «Центра отдыха Тольятти Азот» (ДК), режиссером Тольяттинского театра «Вариант». Спектакли театра принимали участие во всемирном фестивале «Планета людей» в г. Чун-Чон (Южная Корея), фестивале «Новая драма» (г. Москва), международном фестивале «Сибирская Рампа» (о. Ольхон, Байкал) и др. Кроме того, Т. Швецова является режиссером различных тематических программ и мероприятий, проводимых в Тольятти, занимается педагогической деятельностью.

Ист. информации: Сайт Тольяттинского театра «Вариант» (www.teatr-variant.ru).

6 ЯНВАРЯ 1984 ГОДА, 30 ЛЕТ НАЗАД, НА СЦЕНЕ КУЙБЫШЕВСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМ. М. ГОРЬКОГО СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «ПОСЛЕДНИЙ ПЫЛКИЙ ВЛЮБЛЕННЫЙ» ПО ПЬЕСЕ Н. САЙМОНА

Режиссер-постановщик – О. Бычков
Художественное
оформление – О. Бычков, Э. Коннин
В спектакле использована музыка М. Леграна
Помощник режиссера – Н. Гутрова

13 ЯНВАРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 65 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ДИРИЖЕРА САМАРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА ВАСИЛИЯ ПЕТРОВИЧА БЕЛЯКОВА (13.01.1949-11.03.2002)

В. Беляков – выпускник отделения народных инструментов Куйбышевского музыкального училища (1968). Окончил в 1976 году Ленинградскую консерваторию (класс баяна преподавателя Шатенкова, класс оперного и симфонического дирижирования профессора Б.Я. Тилеса). Будучи студентом 3 курса работал с симфоническим оркестром Петрозаводской филармонии, делал записи с оркестром на местном радио. После окончания учебы в консерватории В.Беляков получил распределение во вновь открытую Петрозаводскую консерваторию, где стал вести дисциплины по профилю дирижеров-симфонистов. Чуть позже прошел стажировку у Ю. Темирканова. В 1976 году, вернувшись в Куйбышев, стал дирижером театра оперы и балета. Среди его работ: оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Маддалена» С. Прокофьева, «Петр Первый» А. Петрова, «Ивайло» М. Големинова «Аида» Дж. Верди «Порги и Бесс» Дж. Гершвина; балеты «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П. Чайковского, «Антоний и Клеопатра» Э. Лазарева, «Спартак» А. Хачатуряна, «Мужество» В. Успенского, «Дон Кихот» и «Баядерка» Л. Минкуса, «Ромео и Юлия» Г. Берлиоза, «Гусарская баллада» Т. Хренникова, «Казнь Степана Разина» Д. Шостаковича, «Золушка» С. Прокофьева, «Эсмеральда» Ц. Пуни; оперетта «Фиалка Монмартра» И. Кальмана и другие. В качестве дирижера выступал с симфоническими оркестрами Москвы, Куйбышева, Ярославля, Петрозаводска, Свердловска. На протяжении многих лет В. Беляков совмещал работу в театре с просветительской и педагогической деятельностью: проводил вечера симфонической музыки в Мраморном зале Самарского художественного музея, а также преподавал в Самарском государственном институте искусств и культуры. Кроме того, руководил струнным оркестром Самарского музыкального училища им. Д.Г. Шаталова. Сегодня ученики В. Белякова работают в оркестрах Самарского академического театра оперы и балета и филармонии. В Самарском музыкальном училище ежегодно проходят концерты памяти дирижера и педагога, в которых принимают участие студенты, выпускники разных лет, его коллеги и друзья.

 
 
 
 
 
 

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 120; Мжельская М. Василий Петрович Беляков / Марианна Мжельская // История в портретах: 75 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2006.- С. 286-293; Сергеев Е. Чувствовать музыку, музыку переживать… / Е. Сергеев // Волжская коммуна.- 1984.- 18 февраля.- С. 4; Сохрина А. Отдыхать маэстро не привык / А. Сохрина // Самарская неделя.- 1996.- 2 ноября; Платонова Н. Василий Беляков: «Я верю в будущее театра» / Н. Платонова // Самарское обозрение.- 2001.- № 12 (19 марта).

21 ЯНВАРЯ ЮБИЛЕЙ АРТИСТКИ ОПЕРЫ (СОПРАНО) ОЛЬГИ НИКОЛАЕВНЫ ВОЛКОВОЙ

О. Волкова окончила Куйбышевское музыкальное училище, став в годы учебы лауреатом всесоюзного конкурса молодых исполнителей. Затем была учеба в Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, в классе знаменитого профессора Т. Новиченко. После окончания в 1985 году консерватории, работала в Красноярском театре оперетты, Якутском оперном, Магаданском музыкальном театрах. С 1995 года стала сотрудничать с Самарским академическим театром оперы и балета. В 1999 году была приглашена в труппу театра. О. Волкова исполнила множество ведущих партий в операх русских и зарубежных композиторов, в опереттах и спектаклях для детей. В их числе Марфа («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Иоланта («Иоланта» П. Чайковского), Каролина («Тайный брак» Д. Чимарозы), Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Джильда («Риголетто» Дж. Верди), Адина («Любовный напиток» Г. Доницетти), Мими («Богема» Дж. Пуччини), Чио-Чио-сан («Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини), Рита («Рита» Г. Доницетти), Серафина («Колокольчик» Г. Доницетти), Эрнестина («Званый ужин с итальянцами» Г. Доницетти), Маргарита («Фауст» Ш. Гуно), Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Жирофле и Жирофля («Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока), Теодора Вердье («Мистер Икс» И. Кальмана), Розалинда, Адель («Летучая мышь» И. Штрауса), Одетта («Баядера» И. Кальмана), Сильва («Сильва» И. Кальмана), Софи («Цыганский барон» И. Штрауса), Ганна Главари («Веселая вдова» Ф. Легара), Люси («Телефон» Дж. Менотти), Повариха («Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова) и др. Певица ведет интенсивную концертную деятельность, в ее репертуаре романсы русских и зарубежных композиторов, песни советских композиторов, русские народные песни. Кроме того, О. Волкова активно сотрудничает с коллективами Самарской государственной филармонии, является педагогом-репетитором Самарской государственной филармонии, занимается педагогической деятельностью. Неоднократно участвовала в вечерах и концертах, проводимых на сцене Дома актера.

 
 

Ист. информации: Сайт Самарского академического театра оперы и балета (http://opera-samara.net/); Хмельницкий Ю. Ольга Николаевна Волкова / Юрий Хмельницкий // История в портретах: Т. 2. 70 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2010.- С. 340-343; Иванов В. Искрометный талант / В. Иванов // Самарские известия.- 2009.- 27 февраля.- С. 8.

27 ЯНВАРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 75 ЛЕТ РЕЖИССЕРУ И ПЕДАГОГУ, ЗАСЛУЖЕННОМУ ДЕЯТЕЛЮ ИСКУССТВ РФ МИХАИЛУ АЛЕКСАНДРОВИЧУ КАРПУШКИНУ

В 1956 году М. Карпушкин окончил театральную студию в Саранске. Является выпускником режиссерского факультета Восточно-Сибирского института культуры (1966) и ГИТИСа им. Луначарского (1971, педагог А.А. Гончаров). С 1966 года ставил спектакли в Закаменске и Улан-Удэ (Бурятия), Москве, Куйбышеве. С 1971 года, уже более 40 лет, М. Карпушкин заведует кафедрой театральной режиссуры Самарской государственной академии культуры и искусства. Среди наиболее интересных учебных спектаклей: «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса, «Усвятские шлемоносцы» по Е. Носову, «Лисистрата» Аристофана и др. За эти годы, параллельно с педагогической деятельностью, осуществил различные постановки на сценах куйбышевских (самарских) театров. Среди них: «Старомодная комедия» А. Арбузова, «Святая святых» И. Друцэ, «Правда – хорошо, а счастье лучше» А. Островского, «Яблочная леди» О. Данилова в театре драмы; «А всё-таки она вертится…» («Гуманоид в небе мчится») А. Хмелика, «Завтра была война» Б. Васильева, «Двойная игра» А. Карасимеонова и В. Молько, «Сотворившая чудо» У. Гибсона, «Невольницы» А. Островского в театре юного зрителя (ныне театр «СамАрт»); «А не пришить ли нам старушку?..» по пьесе Д. Патрика «Дорогая Памела» в театре «Понедельник»; «Амосовы» по Ф. Абрамову, «День рождения Смирновой» Л. Петрушевской, «Бумажный патефон» А. Червинского на сцене Дома актера; «Дороги» по Ю. Нагибину, «Петрок и Степанида» В. Быкова, «Сердце матери» по В. Шукшину в областной филармонии; «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Отчий дом» по Ф. Абрамову на Куйбышевской студии телевидения. Кроме того, в Нижегородском молодежном театре «Вера» режиссер поставил «Лисистрату» Аристофана. Многие ученики М.А. Карпушкина работают артистами, режиссерами, педагогами в Самаре и других городах России.

[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Вперед
 
 
 
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Вперед

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.- С. 186; Карпушкин М.А. Размышления о театральной педагогике / М.А. Карпушкин.- Самара, 2001.- С. 346-351; Информационный портал Teatral (http://teatral.my1.ru/index/prepodavateli_teatralnogo_fakulteta_sgaki/0-8).