ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

 Юбилеи: люди, даты, события ...

Март

3 МАРТА исполняется 50 ЛЕТ режиссеру и продюсеру  ДМИТРИЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ НИКОЛАЕВУ.

<P align=justify>3&nbsp;МАРТА <FONT color=#494949>исполняется </FONT><FONT color=#0000cd>50&nbsp;ЛЕТ </FONT><FONT color=#494949>режиссеру и продюсеру&nbsp;</FONT><FONT color=#0000cd> ДМИТРИЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ&nbsp;НИКОЛАЕВУ. </FONT></P>

    После окончания ГИТИСа (кл. М.О. Кнебель) Д. Николаев стал ставить спектакли как в Москве, так и во многих городах России. Немало спектаклей им поставлено и в Самаре: «Необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войновича и «Сниму квартиру в Париже» К. Манье (1990), «Поздняя любовь» А. Островского (1993), «Любовь до гроба» А. Николаи (бенефис О. Шебуевой, 1994) в Самарском академическом театре драмы; «Опасный поворот» Дж. Б. Пристли (1998), «Скупой» Ж.-Б. Мольера и «Публике смотреть воспрещается…» Ж. Марсана (1999), «Осторожно – женщина!» А. Николаи и «Не всё коту масленица» А. Островского (2006) и др. в театре «Понедельник». В 1990 году на самарском телевидении Д. Николаев поставил спектакль «Король, или Случай у окулиста» С. Мрожека. С 1993 года в качестве режиссёра радио- и телевизионного театра осуществил постановки по произведениям Ф. Достоевского, Э.Ионеско, А. Мариенгофа и др. Является режиссером радиоспектаклей в Словении, Польше, Венгрии, Германии.

"Сниму квартиру в Париже"
"Сниму квартиру в Париже"
 
"Опасный поворот"
 
"Публике смотреть воспрещается"
 
"Скупой"
Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-См / ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 131; Лазарева М. Дмитрий Николаев: «Спектакль – это одежда» / М. Лазарева // Время.- 2006.- № 36 (2 октября).- С. 27.

4 МАРТА исполняется 120 ЛЕТ со дня рождения СОЛОМОНА МИХАЙЛОВИЧА МИХОЭЛСА (наст. фамилия – Вовси) (4.03.1890-13.01.1948), актера и общественного деятеля, народного артиста СССР.
Михоэлс был актером и режиссером, а затем и художественным руководителем Государственного еврейского театра (ГОСЕТ). Среди его актерских работ – заглавные роли в спектаклях «Король Лир» В. Шекспира, «Путешествие Бениамина III» М. Мойхер-Сфорима, «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема и др. Лучшая режиссерская работа Михоэлса – созданный по мотивам еврейского музыкального фольклора спектакль «Фрейлехс» (1945).

С. Михоэлс в роли короля Лира

<EM>С. Михоэлс в роли короля Лира</EM>

В феврале 1942 года Михоэлс приезжал в Куйбышев из Ташкента, куда был эвакуирован ГОСЕТ, на заседание Комитета по делам искусств, выступил на антифашистском митинге работников искусств, участвовал вместе с А.Н. Толстым во встрече с городским партийным и общественным активом и писателями города, а также принял участие в ночном «понедельнике» (встрече работников искусств и литераторов, организованной в Куйбышеве ВТО).
В 1948 году С. Михоэлс трагически погиб. Его убийство было акцией, спланированной в недрах НКВД.
В марте 1999 года на сцене самарского Дома актера состоялась премьера спектакля «Король и Шут» (по пьесе А. Борщаговского), посвященного С. Михоэлсу. Режиссер – Н. Чичерина, сценография И. Кохан, музыкальное оформление М. Когана; в роли Михоэлса - заслуженный артист РСФСР О. Свиридов, в роли Зускина - А. Бердников.

"Король и шут"

 
 

     В 2002 году Самарское отделение Литературного фонда России издало книгу воспоминаний ученицы С.Михоэлса, одной из последних актрис легендарной труппы ГОСЕТа М.Е. Котляровой «Плечо Михоэлса». Природный талант и уникальная память сделали ее хранительницей традиций ГОСЕТа и идишской культуры. «Я хочу заверить читателя, что в моем повествовании нет ни одной строчки придуманного. Я помню все», - заканчивает она свою книгу.

Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-См /ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 84-86; Котлярова М.Е. Плечо Михоэлса: Воспоминания актрисы ГОСЕТа / М.Е. Котлярова.- Самара, 2002.- 240 с.; Вовси-Михоэлс Н.С. Мой отец Соломон Михоэлс: воспоминание о жизни и гибели / Наталия Вовси-Михоэлс.- М., 1997.- 237 с., фот.; Михоэлс: Статьи, беседы, речи. Статьи воспоминания о Михоэлсе / ред.-сост. К.Л. Рудницкий.- М., 1981.- 557 с., ил.; Соломон Михоэлс: библиогр. указ., 1919-1999 / сост. Е.И. Алексеенкова, М.Н. Бабенкова, А.А. Колганова, Н.Н. Малофеева, Л. Юниверг; М-во культуры РФ; РГБИ.- М., 2003.- 248 с., ил.; Максимов Л. «Король и Шут» поедут в Москву / Л. Максимов // Самарское обозрение.- 1999.- № 15 (12 апреля).- С. 26; Аннинский Л. На той же сцене / Л. Аннинский // Экран и сцена.- 1999.- № 21 (май-июнь).- С. 5; Жоголев Е. «Король и Шут» - вечная тема?.. / Е. Жоголев // Самарские известия.- 1999.- 13 июля.- С. 13.

5 МАРТА исполняется 85 ЛЕТ со дня рождения солиста оперы (баса) НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА СУХОВА (5.03.1925-16.12.1974).

<P><FONT color=#0000cd>5&nbsp;МАРТА </FONT><FONT color=#494949>исполняется</FONT><FONT color=#0000cd>&nbsp;85 ЛЕТ&nbsp;</FONT><FONT color=#494949>со дня рождения солиста оперы (баса) </FONT><FONT color=#0000cd>НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА СУХОВА </FONT><FONT color=#494949>(5.03.1925-16.12.1974).</FONT></P>

После окончания в 1954 году Саратовской консерватории Н. Сухов становится солистом Куйбышевского театра оперы и балета. Артист универсальных возможностей, он исполнил более 50-ти партий, в основном характерных, в операх и опереттах. Среди них: Бартоло («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Голова («Майская ночь» Н. Римского-Корсакова), Кончак и Скула («Князь Игорь» А. Бородина), Фарлаф («Руслан и Людмила» И. Глинки), Иван Ховански(«Хованщина» М. Мусоргского), Баптиста («Укрощение строптивой» В. Шебалина), Магара («Виринея» С. Слонимского), Альциндор («Почтальон из Лонжюмо» А. Адана), Барон, Царь Египта и Пьетро(«Травиата», «Аида» и «Симон Бокканегра» Дж. Верди), Старый цыган («Алеко» С. Рахманинова), Лепорелло («Дон Жуан» В.А. Моцарта), Дон Паскуале («Дон Паскуале» Г. Доницетти и др.

Фото из семейного архива В.Н. Сухова

"Князь Игорь"
"Князь Игорь"
 
"Алеко"
 
"Дон Паскуале"
 
"Майская ночь"
 

Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я; дополнения / ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 55-56; Дольский А. Артист-гражданин / А. Дольский //Актеры. Роли. Спектакли.- Куйбышев, 1973.- С. 72-77.

8 МАРТА отмечает юбилей ИВАШЕЧКИНА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА, актриса Самарского академического театра драмы им. М. Горького.

<P align=justify>8&nbsp;МАРТА<FONT color=#494949> отмечает юбилей </FONT>ИВАШЕЧКИНА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА, <FONT color=#494949>актриса Самарского академического театра драмы им. М. Горького</FONT>.</P>

Окончив в 1985 году Воронежский институт искусств, Е. Ивашечкина проработала несколько лет в Тольяттинском театре «Колесо» у одного из своих педагогов народного артиста России Г. Дроздова, а в 1993 году пришла в Самарский театр драмы. Обладая ярким артистическим темпераментом, Е. Ивашечкина сыграла немало серьезных ролей: Леди Макбет («Макбет» В. Шекспира), Графиня («Пиковая дама» А. Пушкина)Гертруда («Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппарда), Леди Мильфорд («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Мели(«Эзоп» Г. Фигейредо), Кете Зеверин («Колдун» по Л. Фейхтвангеру) и др.

"Макбет"
"Макбет"
 
"Макбет".С В.Малининым
"Макбет".С В.Малининым
 
"Коварство
и любовь"
 
"Пиковая дама" с С.Кагаковым
"Пиковая дама" с С.Кагаковым
 
"Эзоп"
 
Вечер «За зеркалом сцены». Дом актера. 11.03.2002г.  Слева направо: О.Белов, В.Гальченко, Д.Лебедев
Вечер «За зеркалом сцены». Дом актера. 11.03.2002г. Слева направо: О.Белов, В.Гальченко, Д.Лебедев
Лит.: Самарскому академическому театру драмы имени Максима Горького 150 лет: буклет.- Самара, 2001.

11 МАРТА исполняется 110 ЛЕТ со дня рождения народного артиста СССР, артиста оперы (лирический тенор) ИВАНА СЕМЕНОВИЧА КОЗЛОВСКОГО (11.03.1900-21.12.1993).

Моцарт

<EM>Моцарт</EM>

После окончания Киевского музыкально-драматического института И. Козловский работал в Харьковском, Свердловском оперных театрах, а с 1926 по 1954 годы был солистом Большого театра. Среди лучших партий, исполненных И. Козловским Юродивый («Борис Годунов» М. Мусоргского), Лоэнгрин(«Лоэнгрин» Р. Вагнера), Ленский («Евгений Онегин» П. Чайковского), Берендей («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова), Владимир («Дубровский» Э. Направника), Альфред «Травиата» Дж. Верди), Ромео («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Моцарт(«Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова) и др.

Дирижер театра С. Самосуд предложил единственно реальный выход из создавшегося положения: нужно ставить спектакли, в которых артисты смогут выступать в своих обычных концертных костюмах. Таким образом первыми спектаклями театра в Куйбышеве стали «Евгений Онегин» и «Травиата». Премьеры прошли с блеском, и я уверен, что зрителям даже не приходило в голову, что герои на сцене одеты «не по форме».

 

                                                                                                                                                  Ленский

Юродивый

<EM>Юродивый</EM>

В это время зародился интерес И.С. Козловского к Куйбышевскому театру оперы и балета, и в последующие годы он с радостью отмечал творческие удачи коллег-волжан. Так, в 1975 году во время гастролей Куйбышевского театра в Москве он побывал на его спектаклях, а в октябре 1992 года во время очередных московских гастролей Самарского оперного театра прислал труппе приветственное письмо. 4 ноября 1993 года И.С. Козловский присутствовал на Всероссийской премьере спектакля Самарского театра оперы и балета «Гамлет» С. Слонимского на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.- С. 247-248; Козловский И.С. Музыка – радость и боль моя: воспоминания, письма, статьи, интервью / Иван Козловский.- М., 2003.- 382 с., ил.

12 МАРТА исполняется 70 ЛЕТ со дня рождения заслуженного деятеля искусств РФ ГРИГОРИЯ ИЗРАИЛЕВИЧА ГОРИНА (12.03.1940-15.06.2000).

Г. Горин – драматург, прозаик, писатель-сатирик, сценарист, автор ряда литературно-публицистических статей. Врач по образованию, с 1960 г. он стал профессионально заниматься литературой. В 1966 году вышла первая книга прозы «Четверо под одной обложкой» (совместно с другими авторами). Совместно с А. Аркановым написал комедии «Свадьба на всю Европу», «Банкет», «Маленькие комедии большого дома».

Первая самостоятельная историческая пьеса-притча «…Забыть Герострата!» появилась в 1970 году. Им создано более десятка пьес, наиболее известные из которых «Тиль», «Самый правдивый», «Феномены», «Прощай, конферансье!», «Дом, который построил Свифт», «Поминальная молитва», «Королевские игры!», «Кин IV», «Чума на оба ваши дома», «Шут Балакирев». Г. Горин – автор сценариев к фильмам «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона», «О бедном гусаре замолвите слово». Удостоен театральной премии «Хрустальная Турандот», а также Государственной премии РФ (посмертно).

Тесные творческие отношения многие годы связывали драматурга с театром «Ленком», где Марком Захаровым поставлены по его пьесам спектакли «Тиль» (1974), «Поминальная молитва» (1989), Королевские игры» (1995), «Шут Балакирев» (1999).

"Тиль"
"Тиль"
 
"Поминальная молитва"
"Поминальная молитва"

Спектакли по пьесам Г. Горина ставились в театрах разных городов России. Не стала исключением и Самара. 20 февраля 1992 года театр «СамАрт» представил на суд публики спектакль «Поминальная молитва» с народным артистом СССР Н. Михеевым в главной роли, тольяттинский театр «Колесо» поставил спектакль «Комедианты, или Кин IV» (27 марта 2003 года), а 19 декабря 2009 года в театре «Актерский дом» состоялась премьера спектакля «…Забыть Герострата!».

"Поминальная молитва". Театр "СамАрт"

<EM>"Поминальная молитва". Театр "СамАрт"</EM>

"Комедианты, или Кин IV". Театр "Колесо"

<EM>"Комедианты, или Кин IV". Театр "Колесо"</EM>

"…Забыть Герострата!".Театр "Актерский дом"

"…Забыть Герострата!".Театр "Актерский дом"
 

Лит.: www.lenkom.ru; Антология сатиры и юмора России ХХ века: Григорий Горин.- М., 2000.- 736 с.; Горин Г.И. Королевские игры / Григорий Горин.- М., 1997.- 468 с., ил.; Горин Г.И. Прощай, конферансье! / Григорий Горин.- М., 1997.- 453 с., ил.; Александр Абдулов: Глазами друзей / под ред. Б.М. Поюровского.- М., 224 с., ил.; Караченцов Н.П. Авось! /Николай Караченцов.- М., 432 с., ил.; Спиваковская Е. Черновик «Молитвы» / Е. Спиваковская // Культура.- 1991.- № 45.- С. 6; Сохрина А. Когда расцвел подсолнух / А. Сохрина // Волжская заря.- 1992.- 28 февраля; Иванов В. Король умер – да здравствует король! / В. Иванов // Волжская коммуна.- 1994.- 24 мая; Костин Г. Поминальная молитва / Г. Костин // Волжская коммуна.- 2002.- 13 февраля.

14 МАРТА юбилей актрисы, театроведа, педагога, кандидата филологических наук ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ТОРУНОВОЙ.

<P align=justify>14&nbsp;МАРТА <FONT color=#494949>юбилей актрисы, театроведа, педагога, кандидата филологических наук </FONT>ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ ТОРУНОВОЙ.</P>

После окончания студии при Куйбышевском драматическом театре работала в театрах Павлодара, Жданова. В 1972-1973 гг. была актрисой Куйбышевского драматического театра, где сыграла Риту Осянину («А зори здесь тихие» Б. Васильева), Верочку («Сослуживцы» Э. Рязанова, Э. Брагинского).

Закончив театроведческий факультет ЛГИТМиКа, Г. Торунова работала в Куйбышевском отделении ВТО, областном управлении культуры, заведующей литературной частью Куйбышевского театра оперы и балета и Сызранского драматического театра. В последнем была одним из режиссеров спектакля «Семейный уикенд» Ж. Пуаре. С 1991 года ведет преподавательскую деятельность. Член секции критиков Самарского отделения СТД.

Г. Торунова (стоит) на заседании секции критиков. 18 октября 2004 г.
 
Г. Торунова и С. Табачников на вечере памяти Л.Любимовой

Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я; дополнения / Ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 106.

16 МАРТА исполняется 75 ЛЕТ со дня рождения СЕРГЕЯ ЮРЬЕВИЧА ЮРСКОГО, актера, режиссера, народного артиста РСФСР.

<P><FONT color=#0000cd>16&nbsp;МАРТА </FONT>исполняется <FONT color=#0000cd>75&nbsp;ЛЕТ </FONT>со дня рождения <FONT color=#0000cd>СЕРГЕЯ ЮРЬЕВИЧА ЮРСКОГО, </FONT>актера, режиссера, народного артиста РСФСР.</P>

После учебы в 1952-1955 гг. на юридическом факультете Ленинградского государственного университета, С. Юрский поступил в Ленинградский театральный институт им. Островского на курс Л. Ф. Макарьева. Еще учась в институте, он стал артистом Большого драматического театра (БДТ). Среди сыгранных им ролей: Часовников («Океан» А. Штейна, Чацкий («Горе от ума» А. Грибоедова), Дживола («Карьера Артура Уи» Б. Брехта), Илико («Я, бабушка, Илико и Илларион» по Н. Думбадзе), Тузенбах («Три сестры» А. Чехова), Эзоп («Лиса и виноград» Г. Фигейредо), Генрих IV («Генрих IV» В. Шекспира) и др. В качестве режиссера поставил на сцене БДТ спектакли «Мольер» М. Булгакова (1973, сыграл Мольера), «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой (1976, сыграл Фарятьева) и др. В 1978 году С. Юрский стал артистом Театра им. Моссовета. Среди сыгранных здесь ролей: Посетитель(«Последний посетитель» В. Дозорцева), Фома Опискин («Фома Опискин» по повести Ф. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели») и др. Режиссерскими работами стали: «Тема с вариациями» С. Алешина (1979, сыграл Игоря Михайловича), «Правда – хорошо, а счастье – лучше» А. Островского (1980, сыграл Грознова), «Гедда Габлер» Г. Ибсена (1983, сыграл Тесмана) и др.

С. Юрский – Чацкий. «Горе от ума».
 
С. Юрский читает роман А. Пушкина «Евгений Онегин»
 
С. Юрский – Эзоп. «Лиса и виноград»
 
С. Юрский – Илико (слева), Е. Копелян – Илларион. Сцена из спектакля «Я, бабушка, Илико и Илларион»

На сцене МХАТ им. Чехова сыграл Жевакина («Женитьба» Н. Гоголя) и др.
В 1992 году С. Юрский организовал «АРТель АРТистов Сергея Юрского», где сыграл Беранже I («Король умирает» Э. Ионеско, совместный спектакль с Французским культурным центром, на французском языке); поставил спектакль «Игроки – XXI» по Гоголю (1992, совместный спектакль с МХАТ им. Чехова, сыграл Глова), «Стулья» Ионеско (1994, сыграл Лёвьё), «Провокация» И. Вацетиса (2000, оба – совместно с Московским театром «Школа современной пьесы»). Среди постановок С. Юрского есть и несколько спектаклей, сделанных за рубежом, а также телевизионные и киноработы. Кроме того, С. Юрский является автором книг: «Кто держит паузу», «В безвременье», «Сюр», «Жест», «Содержимое ящика», «Игра в жизнь» и др.
С. Юрский неоднократно приезжал в Самару. Это и гастроли с БДТ в 1971 году, и чтецкие концерты в филармонии. А в начале 1996 года самарцы увидели спектакль «Стулья», занимающий в его творчестве особое место. В нем он выступил в качестве автора перевода и постановщика, сыграв вместе с Н. Теняковой. В интервью после спектакля в ответ на вопрос о самарской публике С. Юрский сказал: «Я и мои коллеги слышали реакцию зрительного зала… Встреча была радостной. Мы аплодировали публике. Мы ею восхищаемся».

 

В 2001 году С. Юрский стал гостем самарского Дома актера, где прошла его встреча с творческой интеллигенцией, после которой он подарил библиотеке сборник пьес Игоря Вацетиса.

 

Лит.: Русский драматический театр: энциклопедия / под общ. ред. М.И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А.В. Мартыновой, Е.Ю. Бегляровой.- М., 2001.- С. 556; Борзенко В. Сергей Юрский: «Откровенность – это нарушение ритуала» / В. Борзенко // Театрал.- 2009.- № 11.- С. 14; Иванов В. Сергей Юрский и его «Стулья» / В. Иванов // Культура.- 1996.- № 5.- С. 3; Забродина О. Это надо было видеть / О. Забродина // Губернский вестник.- 1996.- № 6.- С. 15; Сохрина А. Юрский и Тенякова /А. Сохрина // Вечерняя Самара.- 1996.- 9 февраля; Иванов В. Сергей Юрский: Восхищен самарской публикой» / В. Иванов // Волжская коммуна.- 1996.- 2 февраля.

19 МАРТА юбилей у ветерана сцены ЛИДИИ СИДОРОВНЫ КАЛИНИНОЙ

<P><FONT color=#0000cd>19&nbsp;МАРТА </FONT>юбилей у ветерана сцены <FONT color=#0000cd>ЛИДИИ СИДОРОВНЫ КАЛИНИНОЙ</FONT></P>

Закончив театральную студию при Куйбышевском театре драмы, Л. Калинина некоторое время проработала в этом театре. Среди
сыгранных ролей: Вера Третьякова («В поисках радости» В. Розова), Принцесса («Снежная королева» Е. Шварца) и др. С 1976 по 1986 гг. работала в Куйбышевском театре юного зрителя, сыграв немало интересных ролей. Среди них: Фру Лаура Биргрен («Пеппи – длинный чулок» С. Лунгина, И. Нусинова по повести А. Линдгрен), Ольга Олеговна («Ночь после выпуска» В. Тендрякова), Ольга Васильевна («Четыре девушки и странный персонаж» В. Молько, Д. Угрюмова), Пелагея («Песнь о комдиве» В. Разумневича, В. Молько) и др.

Фотографии из личного архива Л.И. Калининой
 
 
В. Гауф «Петер Мунк и его сердце».
В. Гауф «Петер Мунк и его сердце».
 
Я. Райнис «Вей, ветерок». Т. Слесарева (спиной), И. Гольдин, Л. Калинина
Я. Райнис «Вей, ветерок». Т. Слесарева (спиной), И. Гольдин, Л. Калинина
 
«Песнь о комдиве». Чапаев – А. Симкович, Пелагея – Л. Калинина. дети: А. Панчешин, М. Чуркина
«Песнь о комдиве». Чапаев – А. Симкович, Пелагея – Л. Калинина. дети: А. Панчешин, М. Чуркина

20 МАРТА исполняется 90 ЛЕТ со дня рождения ЛИДИИ ИОСИФОВНЫ ЛОБОДЫ (20.03.1920-10.07.1986), солистки балета Куйбышевского театра оперы и балета.

После окончания в 1940 году Саратовского театрального училища Л. Лобода дебютировала на сцене Саратовского театра. Затем с 1946 по начало 1960-х годов была солисткой Куйбышевского театра оперы и балета, выступая в амплуа характерной танцовщицы. Среди исполненных ею партий: Зарема («Бахчисарайский фонтан»), Снежинка, Фея поэзии («Щелкунчик» П. Чайковского), Мерседес («Дон Кихот»Л. Минкуса), Исполняла испанские танцы в операх «Кармен» Ж. Бизе, «Князь Игорь» А. Бородина, «Дубровский» Направника, «Фауст» Ш. Гуно, а также в опереттах. После окончания артистической карьеры Л. Лобода руководила ансамблем бального танца при Куйбышевском областном Доме народного творчества. В 1970-е годы стала организатором и руководителем ансамбля бального танца «Серпантин», лауреата областных, всероссийских и всесоюзных конкурсов бального танца.

«Каменный цветок».

<EM>«Каменный цветок». </EM>

Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В, Шелехова.- Самара, 1994.- С. 389.

21 МАРТА – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ КУКОЛЬНИКА

Идея отмечать во всем мире Международный день кукольника пришла известному деятелю кукольного театра Дживада Золфагарихо (Иран). В 2000 году на XVIII Конгрессе УНИМА в Магдебурге он вынес данное предложение на обсуждение. Но несмотря на то, что дискуссия о месте и времени проведения этого праздника была очень оживленной, этот вопрос так и не был решен. Только лишь через два года, на заседании Международного Совета УНИМА, дата празднования была определена. Президент УНИМА Маргарета Никулеску обратилась ко всем деятелям театра кукол с призывом превратить день 21 марта в захватывающий ритуал во славу кукольного театра: «Пусть в этот день играют кукольные спектакли, проводят дискуссии, устраивают встречи, пусть объединяются все профессионалы и любители одного из древнейших видов искусства – театра кукол! Пусть все окажутся участниками нашего праздника!»

В Самарской области работают два профессиональных театра кукол. Это Самарский областной театр кукол и Тольяттинский муниципальный театр кукол «Пилигрим».

Самарский театр был образован в 1932 году силами пяти энтузиастов-кукольников: Н. Петрова, А. Архангельского, Е. Бирюкова, А. Лоцманова, объединенных А. Лоцмановым. В 1934 году первым художественным руководителем театра стала Т.Г. Каракозова, ученица известного кукольника Е. Деммени. Начали ставить ставшие в настоящее время классикой пьесы: «По щучьему велению» Е. Тараковской, «Красная шапочка» Е. Шварца, «Гусенок» Е. Гернет, «Маугли» Р. Киплинга и др. В 1971 году главным режиссером театра становится Р. Б. Ренц. Он, помимо постановок для детей, изобретательно решает спектакли для взрослых «Механические псы» (инсценировка И. Тумановской по Р. Бредбери) и др. В 1989 году театр возглавил В. И. Куприн. Появились новые интересные спектакли «Ура! Австралия», «Белоснежка и семь гномов» и др. В настоящее время главным режиссером является В.А. Гусаров. Им созданы спектакли «Слоненок», «Каштанка» и др. За все время в театре было поставлено около 300 спектаклей, которые посмотрели порядка 15 млн. зрителей. На сегодняшний день в репертуаре театра – около 30 спектаклей.

Тольяттинский театр открылся 25 октября 1973 благодаря инициативе Р.Б. Ренца. Это он пригласил в труппу театра чету Ураловых, Н. Никулину, Л. Дементьеву, Т. Гипикову и др. Первый спектакль, который был поставлен на подмостках театра - "Ты – для меня" Г. Сапгира. С приходом в 1980-х гг. А. И. Розенгартена началась новая эпоха в истории тольяттинских кукольников. В репертуаре появились такие спектакли, как «Былина о солдате» А. Твардовского, «Пушок-волшебник» И. Попеску, «Привидения старой мельницы» Ю. Фридмана, «Лиса, заяц и петух» Г. Ландау и другие. В 1996 году главным режиссером театра стала И. Прянишникова, поставившая спектакли «Золотая, голубая, серебристая» и «Джек-Великан». Спектакли, созданные в Тольяттинском театре кукол, удостаивались похвал критиков и любви зрителей и становились лауреатами фестивалей. В 1983 театр получил собственное здание. За годы работы поставлено около 70 спектаклей. В настоящее время главным режиссером театра является В.И.Куприн.

Лит.: Молько В. Кукольники самарские и тольяттинские / В. Молько // Волжская коммуна (Окна).- 1998.- 24 апреля; материалы Интернет-ресурсов: www.calend.ru; http://www.teatri.su/catalog/samarskaya_oblast.html; www.tlteatrkukol.h16.ru/.

25 МАРТА -  ДЕНЬ РАБОТНИКА КУЛЬТУРЫ

Президент России Владимир Путин подписал 28 августа 2007 года указ о «Дне работника культуры». Решено отмечать его ежегодно 25 марта во всей стране. Об инициативе учреждения такого профессионального праздника весной 2007 года говорил министр культуры РФ Александр Соколов. Тогда министр пояснил, что выбор даты был обусловлен наличием в нескольких регионах собственного дня работника культуры, а также необходимостью «развести эту дату с другими профессиональными праздниками».
В России уже существуют такие профессиональные праздники, как День охраны памятников, День музеев, День театра, День печати, День кино, День библиотек.
В этот день профессиональный праздник отмечают хранители и создатели культуры – сотрудники музеев и библиотек, деятели театров и концертных организаций, специалисты домов культуры, городских и деревенских клубов, коллективы художественной самодеятельности.


По материалам Интернет-ресурса www.calend.ru

10 ЛЕТ назад, 25 МАРТА 2000 ГОДА, в театре «Колесо» был поставлен спектакль «Мария Стюарт» по Ф. Шиллеру.

<P align=justify>10&nbsp;ЛЕТ <FONT color=#494949>назад, </FONT>25&nbsp;МАРТА 2000 ГОДА, <FONT color=#494949>в театре «Колесо» был поставлен спектакль </FONT>«Мария Стюарт» <FONT color=#494949>по Ф. Шиллеру.</FONT></P>

Постановка народного артиста РФ, лауреата Государственной премии РФ Г. Дроздова, режиссер –Логутенко, сценография Р. Акопова, художник по костюмам – Н. Авдонина, пластика Л. Быковой, А. Иванова, композитор – А. Пономарев.

27 МАРТА исполняется 70 ЛЕТ со дня рождения солистки балета ЗОИ НИКОЛАЕВНЫ НИКУЛИНОЙ (27.03.1940-22.04.1977).

После учебы в 1949-1953 гг. в Пермском хореографическом училище, З. Никулина танцевала в труппах Пермского и Донецкого оперных театров. С 1958 г. – солистка Куйбышевского балета. Среди образов, созданных З. Никулиной на сцене Куйбышевского театра оперы и балета – Катерина и Золушка («Каменный цветок» и «Золушка» С. Прокофьева), Мирта («Жизель» А. Адана), Гамзатти («Баядерка» Л. Минкуса), Купава и Фея Сирени («Снегурочка» и «Спящая красавица» П. Чайковского), Паскуала («Лауренсия» А. Крейна), Вакханка («Вальпургиева ночь» Ш. Гуно), «Раймонда («Раймонда» А. Глазунова) и др.

 
«Каменный цветок»
 
Сцена «Вальпургиева ночь».
 

«Возвращение».С В.Сергеевым

Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-См / Ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 136; Призвание – балетмейстер / авт.-сост. С. Хумарьян.- Самара, 2005.- С. 65, 67, 73, 74.

27 МАРТА - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА

<P align=justify>27&nbsp;МАРТА - МЕЖДУНАРОДНЫЙ&nbsp;ДЕНЬ ТЕАТРА</P>

Международный День театра установлен в 1961 году IX конгрессом Международного института театра (МИТ). Деятельность организации, согласно ее уставу, должна быть направлена на «укрепление мира и дружбы между народами, на расширение творческого сотрудничества всех деятелей мира». Членом МИТа Советский Союз стал еще в 1959 году. С 1961 года СССР, а затем Россия – постоянный член исполнительного комитета МИТа. Международный день театра отмечается 27 марта. Это не просто профессиональный праздник мастеров сцены, это праздник миллионов зрителей.

По материалам Интернет-ресурса www.calend.ru

30 МАРТА исполняется 65 ЛЕТ со дня рождения актера, народного артиста РСФСР АНДРЕЯ ЮРЬЕВИЧА ТОЛУБЕЕВА (30.03.1945-07.04.2008).

<P align=justify>30&nbsp;МАРТА <FONT color=#494949>исполняется </FONT>65&nbsp;ЛЕТ <FONT color=#494949>со дня рождения актера, народного артиста РСФСР </FONT>АНДРЕЯ&nbsp;ЮРЬЕВИЧА&nbsp;ТОЛУБЕЕВА <FONT color=#494949>(30.03.1945-07.04.2008).</FONT></P>

Имея высшее медицинское образование, А. Толубеев закончил ЛГИТМиК (курс И. Горбачева) и с 1975 года стал артистом БДТ. Среди сыгранных им ролей: Джордж («Наш городок» Т. Уайлдера), Алексей («Оптимистическая трагедия» В.Вишневского), Терентий («Жестокие игры» А. Арбузова), Горецкий («Волки и овцы» А. Островского, Вурм («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Лопахин («Вишневый сад» А. Чехова) и др. Он создал яркие образы в кино- и телефильмах «Крутой поворот», «Гу-га», «Бандитский Петербург», «Воспитание жестокости у женщин и собак» и др. Кроме артистической, Ю. Толубеев вел педагогическую деятельность в СПбГАТИ, писал прозу и пьесы, а также активно занимался общественной работой – был председателем Санкт-Петербургского отделения СТД РФ. 20 ноября 2006 года А.Ю. Толубеев стал гостем самарского Дома актера, приняв участие в вечере памяти своего отца, народного артиста СССР Ю.В. Толубеева. Тогда же он познакомил зрителей со своей книгой «Наполнение луной» и подарил ее нашей библиотеке.

«Маскарад»
М. Лермонтова
 
«Мария Стюарт»
Ф. Шиллера

 
 

Лит.: Русский драматический театр: энциклопедия / под общ. ред. М.И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А.В. Мартыновой, Е.Ю. Бегляровой.- М., 2001.- С. 486-487; Троянская Т. Андрей Толубеев: «Нам не до смеха» / Т. Троянская // Театрал.- 2007.- № 8.- С. 6-7.

20 лет назад, 31 МАРТА 1990 года, в Самарском академическом театре драмы имени М. Горького состоялась премьера спектакля «Необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» по роману В. Войновича.

<P>20 лет назад, <FONT color=#0000cd>31&nbsp;МАРТА 1990 года,</FONT> в Самарском академическом театре драмы имени М. Горького состоялась премьера спектакля <FONT color=#0000cd>«Необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»</FONT> по роману В. Войновича. </P>

Автор инсценировки – Л. Белявский, Режиссер-постановщик – Д. Николаев, художник – Н. Шаронов, балетмейстер – В. Сергеев, музыкальное оформление М. Левянта.

Чонкин – А. Буклеев,
Нюра – Е. Харитонова
 
Нюра–Е. Лазарева,
Чонкин – В. Маркин
 
Чонкин – В. Маркин
 
А. Буклеев,
Н. Шевченко
 
О. Свиридов,
В. Борисов
 

В 1995 году, 15 лет назад, в Самарском академическом театре драмы имени М. Горького была поставлена пьеса А. Володина «Пять вечеров».

<P align=justify>В 1995 году<FONT color=#272727>, 15 лет назад, в Самарском академическом театре драмы имени М. Горького была поставлена пьеса А. Володина</FONT> «Пять вечеров».</P>

Режиссер – народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР П. Монастырский, сценография и костюмы И. Кохан, музыкальное оформление заслуженного деятеля искусств РСФСР М. Левянта.

С. Меркушев,
А. Амелин
 
В. Смыкова,
В. Пономарев
 
В. Сухов,
И. Барыбина
 
В. Малинин,
Ж. Романенко, О. Елесина
 
Е. Лазарева,
В. Малинин
 
В. Турчин,
В. Малинин, Ж. Романенко