САМАРСКОМУ ТЕАТРУ ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ «САМАРТ» 80 лет

В декабре 2010 года театр «СамАрт» отмечает свое 80-летие. Все эти годы жизнь театра юного зрителя была наполнена разнообразными событиями: творческими взлетами и не только, блестящими актерскими и режиссерскими работами и утратой дорогих театру людей, уникальной реконструкцией здания театра и превращением его в театр-ателье, развитием международных контактов и т.д.
Давайте обратимся к истории театра и вкратце проследим, как развивалась его творческая судьба на протяжении восьми десятилетий…

В декабре 1930 года в клубе коммунальников состоялась премьера спектакля по пьесе Н. Шестакова «Аул Гидже». Так началась история Самарского краевого театра юного зрителя. Постановку осуществил режиссер Б.Н. Смирнов, возглавивший театр.

В 1932 году театр разместился в здании клуба имени Масленникова (бывшего ресторана «Аквариум»), которое на долгие годы стало его домом. Среди первых актеров театра – Гордон, Дарлинг, Давыдов, а также выпускники Краевого театрального техникума: Агапова, Громова, Горбатова, Любимова, Родионова, Суркова.

Репертуар ТЮЗа первых лет его существования был достаточно разнообразен: поставлены «Дубровский» по А. Пушкину, «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, «Бедность не порок» А. Островского, «Дон Кихот» по М. де Сервантесу, «Хижина дяди Тома» А. Бруштейн по роману Г. Бичер-Стоу, «Том Сойер» по роману М. Твена, «Слуга двух господ» К. Гольдони и др.

В довоенные годы на сцене театра были показаны спектакли по пьесам Л. Макарьева «Пленники Эмира», В. Любимовой «Сережа Стрельцов», Н. Шестакова «Финист – Ясный сокол», А. Островского «Женитьба Бальзаминова», Д. Фонвизина «Недоросль», Н. Гоголя «Ревизор», по сказкам А. Толстого «Золотой ключик» и Ш. Перро «Кот в сапогах» и др. Труппа пополнилась новыми актерами. Среди них: Г. Никитин, К. Канорова, Л. Унгер, Е. Высоцкая, В. Тужикова. Художественным руководителем театра стал Марк Маламуд.

В июне 1941 года из-за начавшейся войны ТЮЗ прекратил работу. В августе 1942 года в газете «Волжская коммуна» появилось письмо группы видных куйбышевских ученых – преподавателей пединститута «ТЮЗ должен быть». К их требованию присоединились многие общественные организации и отдельные лица. Голос общественности был услышан.
Но второе рождение театра состоялось лишь 1 июня 1943 года. Была показана премьера «На заре туманной юности». В репертуаре театра этих лет спектакли военно-патриотической направленности: «Надежда Дурова» А. Лискерова и И. Кочеткова, «Финист – Ясный сокол» Н. Шестакова, «День живых» А. Бруштейн и др. Художественным руководителем стал Николай Абалкин.

После войны репертуар театра пополняется новыми спектаклями: «Проделки Скапена» Ж.-Б. Мольера, «Свои люди – сочтемся» А. Островского, «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Своя семья» А. Грибоедова, А. Шаховской. В конце сороковых в ТЮЗ пришел новый художник – Михаил Свинин, ставший впоследствии главным художником, прослуживший в театре более 30 лет.

В 50-е годы художественным руководителем был В. Молдавский, а директором стал Леонид Лазаревич Бабков, который немало сделал для театра. В репертуаре появились спектакли по пьесам «Именем революции» М. Шатрова, «Побег» Д. Щеглова, «Накануне» по И. Тургеневу, «Гроза» А. Островского, «Мещане» М. Горького, «РВС» А. Гайдара, «Конек-горбунок» по П. Ершову, «Стальное колечко» по К. Паустовскому, «Три толстяка» Ю. Олеши, «Вишневый сад» А. Чехова и др.

С 1960 года театр возглавил П. Даусон. В этот период на сцене идут спектакли по произведениям: «Белеет парус одинокий» В. Катаева, «Ташкент – город хлебный» А. Неверова, «Одеты камнем» О. Форш. На смену П. Даусону пришли Н. Генцлер, затем Я. Лобач. Ярким событием стала постановка «Как закалялась сталь» по роману Н. Островского. Роль Павки сыграл молодой артист Алексей Симкович.

В этот период театр начал сотрудничать с самарским драматургом В. Молько. Была поставлена его инсценировка повести П. Нилина «Жестокость», где одну из своих лучших ролей сыграл актер Михаил Мазин. В 60-е годы появились спектакли «Вызов богам» по пьесе А. Делендика, сказки «Красная шапочка» Ш. Перро, «Лапти-самоплясы» И. Иванова, Я. Хомутова, «Серебряное копытце» Е. Пермяка по П. Бажову и др.

70-е годы в театре связаны с именем самобытного режиссера Льва Шварца. Он поставил спектакли «Итальянская трагедия» по роману Э.Л. Войнич «Овод», «РВС» А. Гайдара, «Доктор Айболит» по К. Чуковскому, «Московские каникулы» А. Кузнецова, «Неизвестный солдат» по А. Рыбакову, «Я вижу солнце» по Н. Думбадзе, «Вишневый сад» А. Чехова и др. Почти во всех спектаклях ТЮЗа того времени звучала музыка. К большинству из них музыку написал зав. музыкальной частью театра, композитор Леонид Вохмянин.

В 1973 году в Куйбышев приезжает ученик З.Я. Корогодского – режиссер А. Иовлев. Первой постановкой нового главного режиссера стал спектакль «В дороге» В. Розова. Вместе с ним в театр пришли режиссеры Д. Дралюк, Р. Лехеспалу, Ф. Демьянченко. Были поставлены спектакли «Кошкин дом» С. Маршака, «Золушка» Е. Шварца, «Дубровский» А. Пушкина (инсценировка В. Молько), «Свидания в предместье» А. Вампилова, «Сказка о царе Салтане» А. Пушкина.

В 1975 году директором ТЮЗа стал В.П. Ерохин, главным режиссером – Т. Махарадзе. Спектакль «Дерзость» по пьесе Н. Погодина стал его визитной карточкой. В этот период шли спектакли: «За все хорошее – смерть» М. Ибрагимбекова, «Аленький цветочек» по С. Аксакову, «Эксперимент доктора Хоскинса» И. Ольшанского, «История одной любви» А. Тоболяка, «Допрос» С. Родионова, «Принц и нищий» А. Яковлева.

Новый главный режиссер театра Евгений Фридман для своей первой постановки в Куйбышеве выбрал «Донские рассказы» М. Шолохова. Потом были «Том Сойер» М. Твена, «Четыре девушки и странный персонаж» Д. Угрюмова, В. Молько, «Вини-Пух и все, все, все» А. Милна, «На дне» М. Горького. Е. Фридман открыл театральной Самаре актерский талант И. Данюшина в спектакле «Четыре девушки и странный персонаж», а затем в трогательной истории о Шишке (спектакль «Шишок»).

В начале 80-х годов художественное руководство театром осуществлял Лев Титов. На сцене появились спектакли «Ночь после выпуска» по В. Тендрякову, «Люди, которых я видел» С. Смирнова, «Ночная повесть» И. Хоинского, «Остановите Малахова» В. Аграновского, «А все-таки она вертится, или Гуманоид в небе мчится» А. Хмелика, «Завтра была война» по Б. Васильеву, «Разбойники» Ф. Шиллера, «Два клена» Е. Шварца, «Маугли» и «Кошка, которая гуляла сама по себе» по Р. Киплингу, «Похождения храброго Кикилы» Г. Нахуцришвили, В. Гамрекели, «Вей, ветерок» Я. Райниса и др. Среди режиссеров, осуществивших эти постановки: М. Бычков, М. Карпушкин, А. Дрознин, актеры театра А. Симкович и А. Болотов и др.

В 1982 году главным режиссером театра становится В. Муравец. Им поставлены спектакли «Подсвечник Чаадаева» Г. Полонского, «Король-олень» К. Гоцци, «Салют динозаврам!» Г. Мамлина, «Вечно живые» В. Розова и др.

С начала 90-х годов началась новая история самарского ТЮЗа. Театр получил другое здание – здание кинотеатра «Тимуровец». К этому времени коллектив возглавил Сергей Соколов, актер театра, выпускник Щепкинского училища при Малом театре; исполняющим обязанности главного режиссера был Андрей Дрознин, главным художником – Ирина Кохан. Появились и новые спектакли: «Дракон» Е. Шварца, «Клопус-нормалис» по пьесе В. Маяковского «Клоп», «Папа, папа, бедный папа… А. Копита с заслуженной артисткой РФ Л. Альбицкой в главной роли, «Поминальная молитва» Г. Горина, где Тевье сыграл народный артист СССР Н. Михеев, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира. Английский режиссер А. Рамсей поставил шекспировского «Гамлета» и «Вольпоне» Б. Джонсона. С этими спектаклями театр успешно гастролировал в Великобритании. Актер театра Ю. Долгих осуществил постановку спектакля «День рождения кота Леопольда» А. Хайта, с которым самарские артисты также познакомили английских зрителей.

Театр изменил свое название. Теперь он стал назваться «СамАрт». Новые постановки и новое имя добавили индивидуальности самарскому театру юного зрителя и привели к тесному сотрудничеству с Международной ассоциацией театров для детей АССИТЕЖ. Результатом такого сотрудничества стали постановки «Клопус-нормалис» на Кубе режиссером А. Болотовым и «Биение сердца» голландским режиссером Р. Твейнстра на сцене «СамАрта». Театр стал больше гастролировать: побывал на Кубе, в Австрии, Японии, Корее, Германии, Иране. В сентябре 2010 года спектакль театра «След отца» отправился во Францию.

С 1994 года в Самаре по инициативе «СамАрта» совместно с областным министерством культуры, Самарским отделением СТД, отделом театров для детей и юно¬шества СТД РФ, Российским центром АССИТЕЖ проводится фестиваль театров для детей и моло¬дежи. С 1997 года фестиваль получил свое нынешнее название «Золотая репка» и эксклюзивный приз - фарфоровую фигуру, созданную по эскизам знаменитого итальянского поэта, кинодраматурга и художника Тонино Гуэро. В сентябре 2010 года прошел уже IX фестиваль-лаборатория театров для детей «Золотая репка».

В конце 90-х началось творческое сотрудничество театра с известным режиссером и театральным деятелем, народным артистом Латвии Адольфом Шапиро.

Результатом этого сотрудничества стала реконструкция здания кинотеатра «Тимуровец». По проекту московского архитектора Ю. Харикова и режиссерской идее А. Шапиро зал театра из обычного – с традиционными рядами зрительских кресел и сценой – превратился в современную, легко трансформируемую в соответствии с конкретным замыслом режиссера-постановщика артистическую студию. Первой премьерой в обновленном «СамАрте» стал «Бумбараш» по А. Гайдару. Режиссер постановки А. Шапиро, художник Ю. Хариков.

С тех пор на его сцене поставлено немало интересных, необычных спектаклей, некоторые из которых были показаны российским и зарубежным зрителям во время гастролей театра, стали участниками различных фестивалей.

Так, спектакль «Бумбараш» в 1997 году участвовал в фестивале «Золотая маска» в трех номинациях: лучший спектакль; режиссер драматического спектакля (Адольф Шапиро); лучший художник в драматическом и музыкальном театрах (Юрий Хариков). Премию получил Ю. Хариков. Сезон 2001-2002 года также стал для «СамАрта» «золотомасочным». Спектакль «Мамаша Кураж» был выдвинут на высшую театральную награду в 4-х номинациях: лучший спектакль малой формы; лучшая работа режиссера (Адольф Шапиро); лучшая женская роль (Роза Хайруллина); лучшая работа художника (Юрий Хариков). Спектакль получил награду «Лучшая работа художника».

В 2007 году в Москве на II Национальном фестивале «Музыкальное сердце театра» самарский спектакль «Вино из одуванчиков» признан лучшим.

В 2008 году на VI фестивале "Арлекин" в Санкт-Петербурге театр получил Грамоту и "Золотой знак» СТД за вклад в развитие театрального искусства России. Премия "За вклад в развитие театрального искусства России" вручалась впервые.

В мае 2009 года на единственном в России конкурсе продюсерских проектов в сфере искусства и культуры в рамках фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж» директор театра заслуженный работник культуры РФ Сергей Соколов стал лауреатом «Дягилевской премии» за открытие и успешное освоение новых форм взаимодействия театра и юной аудитории (проект – всероссийский фестиваль искусств для детей и молодежи «Золотая репка»).

Не остались без внимания спектакли «СамАрта» и в родном городе. Работы театра неоднократно становились лауреатами губернского конкурса «Самарская театральная муза».

За годы существования театра сменилось не одно актерское поколение. В разное время на сцене ТЮЗа играли заслуженные артисты России А. Васильев, Г. Гребенкин, С. Боголюбова Л. Любимова, Н. Цыбин, А. Гудзева, Э. Терехов, Р. Хайруллина; артисты В. Краснопольский, З. Гумеров, Ю. Юрьян, В. Гаврилов, В. Гребенкина, В. Лавренцова-Синина, Н. Палло, А. Рено, Т. Егорова, В. Савицкая, Н. Ушаков, Т. Борткевич, О. Любич-Щеголькова, Н. Шипова, Л. Вершинина, А. Жамнов, В. Панчешин, М. Мазин, Г. Богданов, А. Шевелев, Т. Калмыкова, Е. Гребенсков, Н. Чуркина, Т. Каратаева, Н. Катрасова, Н. Рено, Т. Слесарева, Л. Богачева, В. Метелица, А. Митряев, А. Катунов, Т. Лысикова, В. Дехтиевский, В. Думцев, Л. Калинина, Г. Мурашова, Ю. Дуванов, И. Гольдин, Л. Илясова, А. Попов, А. Бердников и многие другие.

В настоящее время в труппе театра заслуженные артисты России Ольга Агапова, Людмила Гаврилова, Елена Грушина, Игорь Данюшин, Юрий Долгих, Сергей Захаров, Алексей Симкович, Маргарита Шилова; артисты Денис Бокурадзе, Сергей Дильдин, Дмитрий Добряков, Алексей Елхимов, Юрий Земляков, Владимир Зимников, Юлия Клюкина, Любовь Ковыршина, Антонина Конева, Ольга Костюшко, Альмира Кудряшова, Ольга Ламинская, Вероника Львова, Сергей Макаров, Виктория Максимова, Павел Маркелов, Алексей Меженный, Татьяна Михайлова, Татьяна Наумова, Екатерина Образцова, Марина Романенко, Игорь Рудаков, Олег Сенченко, Елена Туринская, Любовь Тювилина, Мария Феофанова, Василий Чернов, Оксана Штанина, Марина Щетинина; музыканты: Василий Тонковидов (заведующий музыкальной частью театра, руководитель оркестра), Николай Замоздра, Светлана Салманова.

Совсем недавно в труппу влилась молодежь: Марина Бородина, Елена Голикова, Алла Кривова, Павел Макаров, Сергей Новиков, Роман Сидоренко, Анна Тулаева.

Жизнь театра, полная творческих планов и идей, продолжается…

Ист. инф.: СамАрту 75: Буклет.- Самара, 2005.- 58 с.: ил.; Табачников С. Сотворившие чудо: Страницы истории Самарского театра юного зрителя – СамАрта.- Самара, 2006.- 311 с.: ил.; Табачников С. Путь в высшее общество: документальное повествование о Самарском театре юного зрителя (СамАрт).- Самара, 2000.- 125 с.: ил.; Театр нашего детства: очерки о жизни и творчестве артистов Самарского театра юного зрителя / Сост. Л.Д. Пландовская.- Самара, 1992.- 72 с.: ил.; IX Всероссийский фестиваль-лаборатория «Золотая репка-2010», 4-13 сентября, Самара: буклет.- Самара, 2010.- 42 с.: ил.; Музыкальное сердце театра: Церемония вручения премии «Музыкальное сердце театра», 1 марта 2007 года, Московский Международный Дом Музыки: буклет.- 78 с.: ил; Сайт театра «СамАрт» www.samart.ru.