ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. 2013 год

Юбилеи: люди, даты, события...

ИЮЛЬ

1 ИЮЛЯ ЮБИЛЕЙ АРТИСТКИ БАЛЕТА СВЕТЛАНЫ ВЛАДИСЛАВОВНЫ ПРОКОФЬЕВОЙ

<P align=justify><SPAN style="COLOR: #0000cd">1 ИЮЛЯ</SPAN> ЮБИЛЕЙ АРТИСТКИ БАЛЕТА <SPAN style="COLOR: #0000cd">СВЕТЛАНЫ ВЛАДИСЛАВОВНЫ ПРОКОФЬЕВОЙ</SPAN></P>

С. Прокофьева окончила Саратовское хореографическое училище в 1984 г. (педагог Ю.П. Горбачев). В течение многих лет она работает в балетной труппе Самарского академического театра оперы и балета, где исполняет партии классические, характерные и в современном стиле. Среди них: венгерский танец, испанский танец, четверка невест («Лебединое озеро» П. Чайковского), Восточная принцесса («Золушка» С. Прокофьева), двойка Джамб («Баядерка» Л. Минкуса), Подруга Жизели («Жизель» А. Адана), Черная жена, соло краковяк («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), тройка маркиз («Павильон Армиды» Н. Черепнина), Огненная ведьма («Шурале» Ф. Яруллина) и др. С. Прокофьева принимает активное участие в различных мероприятиях, проводимых Самарским отделением СТД.

 
 
 
 
 
 

Ист. информации: База данных «Актеры России» (http://www.theatreinform.ru/bd/Actor/).

3 ИЮЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 90 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКТЕРА, РАБОТНИКА КУЛЬТУРЫ ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ВАЛЬЦЕФЕРА (3.07.1923-28.06.2010)

<P align=justify><SPAN style="COLOR: #0000cd">3 ИЮЛЯ</SPAN> ИСПОЛНЯЕТСЯ 90 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКТЕРА, РАБОТНИКА КУЛЬТУРЫ <SPAN style="COLOR: #0000cd">ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ВАЛЬЦЕФЕРА</SPAN> (3.07.1923-28.06.2010)</P>

В.А. Вальцефер в 1946 г. окончил студию при Куйбышевском драматическом театре, где проработал актером с 1946 по 1959 гг., на сцене которого сыграл следующие роли: Пичугин («Великая сила» Б. Ромашова), Досужев («Доходное место» А. Островского), слуга Григорий («Дворянское гнездо» по И. Тургеневу), Ян («Гостиница «Астория» А. Штейна) и др. В 1956 г. он окончил Куйбышевский государственный педагогический институт, работал директором областного Дома народного творчества (1959-1974), затем директором Волжского народного хора (1974-1984).

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я, доп. / ред.-сост. Н.Д. Курдина. - Самара, 1995. - С. 322.

15 ИЮЛЯ ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ ВЕТЕРАН СЦЕНЫ, ЗАСЛУЖЕННАЯ АРТИСТКА РСФСР АННА ДМИТРИЕВНА ГУДЗЕВА

<P align=justify><SPAN style="COLOR: #0000cd">15 ИЮЛЯ</SPAN> ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ ВЕТЕРАН СЦЕНЫ, ЗАСЛУЖЕННАЯ АРТИСТКА РСФСР <SPAN style="COLOR: #0000cd">АННА ДМИТРИЕВНА ГУДЗЕВА</SPAN></P>

А. В. Гудзева впервые пришла в Куйбышевский ТЮЗ в 1961 г. В 1962 г. ее пригласили в Карагандинский русский драматический театр, годы работы в котором стали для нее годами практического освоения актерского мастерства, способствовали утверждению в амплуа травести. До возвращения в Куйбышевский ТЮЗ (ныне театр «СамАрт») в 1968 г. А. Гудзева работала в Одесском ТЮЗе, заочно окончила Одесское театральное училище и ГИТИС. Вот как говорил о ней режиссер Е. Фридман: «Травести - довольно дефицитное амплуа. Я говорю о настоящей травести, об актрисе, которая играет на сцене мальчиков не только потому, что природа наделила ее необходимыми для этого внешними данными, а в силу особенностей своего дарования. Анна Гудзева – именно такая актриса». Она сыграла много мальчишек с разными характерами, но у всех у них была одна общая черточка, идущая от личности самой актрисы, - искренняя вера в добро. До 1991 г. А. Гудзева проработала в «СамАрте», сыграв много различных ролей: принц Эдуард («Принц и нищий» по М. Твену), Мишка-нахаленок («Донские рассказы» по М. Шолохову), Герда («Снежная королева» Е. Шварца), Винни-Пух («Вини-Пух и все, все, все…» Б. Заходера по А. Милну), Элли («Волшебник изумрудного города» по А. Волкову), Санчик («Серебряное копытце» Евг. Пермяка по сказке П. Бажова), Джерри («Эксперимент доктора Хоскинса» И. Ольшанского) и др.

[ 1 ] [ 2 ] Вперед
 
 
 
 
[ 1 ] [ 2 ] Вперед

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова. - Самара, 1993. - С. 309; Тумановская И. Уроки добра и красоты / И. Тумановская // Театр нашего детства / сост. Л.Д. Пландовская. - Самара, 1992. - С. 18-19; Борисов А. Большая вера маленьких героев / А. Борисов // Волжск. заря. - 1978. - 21 января.

21 ИЮЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 90 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НАРОДНОГО АРТИСТА РСФСР МИХАИЛА ГАВРИЛОВИЧА ЛАЗАРЕВА (21.07.1923-2.11.1992)

М.Г Лазарев родился в Ростове-на-Дону в семье военного. В 1941 г., едва окончив школу, он ушел добровольцем на фронт, был ранен, награжден боевыми орденами и медалями. Только после Победы осуществил он свою мечту - стать профессиональным актером (на театральные подмостки он вышел еще будучи школьником). Окончив ГИТИС, он пять лет проработал в Днепропетровском русском драматическом театре. С 1955 г. по 1992 г. М. Лазарев - артист Куйбышевского (Самарского) академического театра драмы им. М. Горького, где его мастерство достигло подлинного расцвета. М.Г. Лазарев как никто умел мыслить на сцене. Ему, артисту разностороннего дарования и огромного сценического обаяния, одинаково удавались драматические, лирические и острохарактерные роли: Петр («Последние» М. Горького), Мортимера («Мария Стюарт» Ф. Шиллера), Яго («Отелло» У. Шекспира), Никита («Дело Артамоновых» по М. Горькому), Ведерников («Годы странствий» А. Арбузова), профессор Серебряков («Дядя Ваня» А. Чехова), Тартюф («Тартюф» Ж.-Б. Мольера), Зосима («Братья Карамазовы» по Ф. Достоевскому), Бекингем (« Ричард III» У. Шекспира), Князь Пантиашвили («Проделки Ханумы» А. Цагарели), Цыганов («Варвары» М. Горького), Талейран («Наполеон Первый» Ф. Брукнера), Часовников («Океан» А. Штейна), Казмин («Последний посетитель» В. Дозорцева), Мартин Уэллер («Игра в джин» Д.-Л. Кобурна), Сагадеев («Тринадцатый председатель» А. Абдуллина), Дмитрий Николаевич («Тема с вариациями» С. Алешина), Родион Николаевич («Старомодная комедия» А. Арбузова) и др. В 1964 г. театральная общественность на отчетно-выборной конференции избирает его своим лидером. Трудно было тогда предположить, что наступает новый и очень важный период в жизни Куйбышевского (Самарского) отделения ВТО-СТД, которым он руководил с 1964 по 1976 и затем с 1979 по 1991 гг. Именно у Лазарева в 1966 г. возникла идея постройки Дома актера, который был открыт в 1973 г., а теперь носит его имя. Работа Лазарева в Союзе театральных деятелей была уникальна по своей отдаче и влюбленности в дело. М.Г. Лазарев был подлинным интеллигентом. Его личные качества, внутренняя культура, широчайший кругозор и редкая тяга к литературе, музыке и другим видам искусства определили его талант театрального педагога. Многие годы он преподавал мастерство актера и сценическую речь в студии при театре, воспитав не одно поколение артистов.

[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Вперед
 
 
 
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Вперед

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е – Л / ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова. - Самара, 1994.- С. 352; Волкодаева В. Эпоха имени Михаила Лазарева /В. Волкодаева // Числа. - 1998. - 21 июля; Иванов В. Таких актеров поискать… / В. Иванов // Сам. известия. - 2007. - 17 августа; Молько В. Сила судьбы, призвания и таланта / В. Молько // Орленок: литературно-художественный сборник. - Куйбышев, 1989. - С. 170-184; Финк Л. Михаил Лазарев // Финк Л. При свете рампы. - Куйбышев, 1980. - С. 237- 255; Кузнецова А. Радость преодолений / А. Кузнецова // Сов. культура. - 1983. - 20 сентября; Наш Союз. 95 лет Самарскому отделению Союза театральных деятелей России: Альбом. - Самара, 2009. - С. 17.

24 ИЮЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 115 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НАРОДНОГО АРТИСТА РСФСР НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА КОЛЕСНИКОВА (24.07.1898 - 23.07.1959)

Н.Н. Колесников окончил Саратовские высшие мастерские театрального искусства в 1923 г. С 1927 г. работал в театрах Оренбурга, Ашхабада, Архангельска, Петрозаводска, Омска. С 1946 по 1948 гг. работал в Малом театре, уже в 1948 г. он вступил в труппу Куйбышевского театра драмы, где проработал до конца жизни. Среди его лучших ролей: Антипа Зыков («Зыковы» М. Горького), Осип («Ревизор» Н. Гоголя), В.И. Ленин («Кремлевские куранты», «Третья патетическая» Н. Погодина), адмирал Макаров («Порт-Артур» А. Степанова и П. Попова) и др.

 
 
 
 
 
 
 

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е – Л / ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова. - Самара, 1994. - С. 249-250; Драматический имени Горького. - Куйбышев, 1976. - С. 131-133.

26 ИЮЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 90 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ И ТЕАТРАЛЬНОГО КРИТИКА ЗАСЛУЖЕННОГО РАБОТНИКА КУЛЬТУРЫ РСФСР СЕМЕНА МИХАЙЛОВИЧА ТАБАЧНИКОВА (26.07.1923 – 20.11.2007)

С.М. Табачников родился в Киеве, там же учился в театральном институте, был участником Великой Отечественной войны, окончил Военно-политическую академию им. Ленина. В начале 60-х он приехал в Самару и стал известен как прозаик, поэт и драматург, чьи произведения печатались в Москве, Ленинграде, Самаре, Саратове, Чите и других городах России. С. Табачников - член Союза журналистов и Союза театральных деятелей, создатель цикла документально-художественных произведений о волжских нефтяниках, кабельщиках, автомобилистах, авиастроителях. Результатом многолетних поисков исторических материалов в государственных и семейных архивах, подшивках газет стали его книги «Путь в высшее общество» и «Сотворившие чудо» по истории Самарского театра юного зрителя «СамАрт», с которым его связывало многолетнее сотрудничество. Многие годы С. Табачников являлся членом секции театральной критики при Самарском отделении СТД.

 
 
 
 

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я, доп. / ред.-сост. Н.Д. Курдина. - Самара, 1995. - С. 58-59; Табачников С. Путь в высшее общество /С. Табачников.- Самара, 2000.

30 ИЮЛЯ ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ АРТИСТКА ДРАМЫ ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА ФЕДОСЕЕВА

Л.В. Федосеева родилась в Куйбышеве, где в 1960 г. окончила студию при театре драмы им. М. Горького (педагог П. Монастырский) и в этом же году стала артисткой театра. Первая большая роль - Дочь бензинщика в «Дамокловом мече» Н. Хикмета - раскрыла ее актерскую одаренность, заразительность и органичность. В Самарском академическом театре драмы им. М. Горького Л. Федосеева работает по настоящее время (в 1995 г. ненадолго прерывала работу в театре). Ею сыграно более пятидесяти ролей ярких характерных героинь: Клава («В день свадьбы» В. Розова), Авдотья («Дети Ванюшина» С. Найденова), Нуйкина («Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана), Анна Степановна («Уроки музыки» Л. Петрушевской), Димитрица («Любовь необъяснимая» Н. Йорданова), Кадыча («Тополек мой в красной косынке» по Ч. Айтматову), мисс Вилли («Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика), Нинучча («Рождество в доме синьора Купьелло» Э. де Филиппо), Хлестова («Горе от ума» А. Грибоедова), Анфуса («Волки и овцы» А. Островского), Софья Ивановна («Пока она умирала» Н. Птушкиной), Старуха («Сад без земли» Л. Разумовской), Мавра («Душечка» по А. Чехову) и др.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со – Я, доп. / ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995. - С.138; Самарскому академическому театру драмы им. Максима Горького 150 лет / ред.-сост. О. Малинина.- Самара, 2001.- С. 110-111; База данных «Актеры России» (http://www.theatreinform.ru/bd/Actor/).