ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Юбилеи: люди, даты, события …

Июль

5 июля исполняется 85 лет со дня рождения участника Великой Отечественной войны, заслуженного артиста РСФСР, солиста оперы (баритон) Николая Васильевича Коваленко.

<P align=left>Июль </P>
<P align=justify><FONT color=#0000cd>5 июля </FONT><FONT color=#494949>исполняется 85 лет со дня рождения участника Великой Отечественной войны, заслуженного артиста РСФСР, солиста оперы (баритон) Николая Васильевича Коваленко.</FONT> </P>

После окончания в 1959 году Харьковской консерватории (класс профессора П.В. Голубева) Николай Коваленко работал в оперных театрах Харькова и Днепропетровска. В 1962 году он приехал в Куйбышев и в течение 15 лет был солистом театра оперы и балета.
За эти годы им было спето более 50 ведущих оперных партий, в том числе Скарпиа(«Тоска» Дж. Пуччини), Риголетто («Риголетто» Дж. Верди), Грязного («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Евгения Онегина («Евгений Онегин» П. Чайковского), Мазепы («Мазепа» П. Чайковского), Князя Игоря («Князь Игорь» А. Бородина), Демона («Демон» А. Рубинштейна), Григория Мелехова («Григорий Мелехов» И. Дзержинского), Томского («Пиковая дама» П. Чайковского) и др. Кроме того играл в опереттах, вел концертную и преподавательскую деятельность. В 1967 году Н. Коваленко принимал участие в спектаклях «Тоска» и «Риголетто» на сцене Народной оперы города Стара-Загора (Болгария). В 1978 году Н. Коваленко уехал в Днепропетровск, работал в оперном театре. В настоящее время Николай Коваленко живет в Ростове-на-Дону.

Л. Левченко – Мария
Н. Коваленко - Мазепа

 

Н. Коваленко – Скарпиа
С. Бондаренко - Тоска

 
Н. Коваленко - Демон
 

Пригласительный билет на юбилейный вечер Н. Коваленко в театре оперы и балета

На творческом вечере Н. Коваленко в Доме актера. 16 октября 1995 г.

На творческом вечере Н. Коваленко в Доме актера. 16 октября 1995 г. <BR>

Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.- С. 234; Иванов В. Николай Васильевич Коваленко / В. Иванов // История в портретах: 75 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2006.- С. 170-173; Куйбышевский оперный: Страницы истории Куйбышевского театра оперы и балета / Сост. В.И. Жданова, Л.Е. Гольдштейн.- Куйбышев, 1981.- 288 с.

6 июля исполняется 100 лет со дня рождения Марии Антоновны Бевзы, солистки оперы (сопрано) (6.07.1910-1988).

С 1950 года М. Бевза была солисткой Куйбышевского театра оперы и балета. В ее репертуаре – партии Лизы («Пиковая дама» П. Чайковского), Ярославны («Князь Игорь» А. Бородина), Тамары «Демон» А. Рубинштейна), Амелии («Бал-маскарад» Дж. Верди), Марии («Симон Бокканегра» Дж. Верди) и др.

«Симон Бокканегра» Дж. Верди. М. Бевза, Ф. Корешников, К.Тарасов

 
 
«Русалка»
А. Даргомыжского.
Князь – К. Тарасов, Наташа – М. Бевза

Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 108.

7 июля отмечает 70-летие Вячеслав Михайлович Студенко, солист оперы (лирический тенор), ветеран сцены.

<P align=justify>7 июля <FONT color=#494949>отмечает 70-летие </FONT>Вячеслав Михайлович Студенко<FONT color=#494949>, солист оперы (лирический тенор), ветеран сцены.</FONT></P>

Выпускник Одесской консерватории имени А.В. Неждановой(педагог – О.Н. Благовидова), В. Студенко работал в Воронежском театре оперы и балета, Узбекистанском академическом театре оперы и балета им. А. Навои, Екатеринбургском театре оперы и балета, Одесском театре оперы и балета, Харьковском государственном театре оперы и балета. Затем стал солистом Куйбышевского театра оперы и балета. В творческой биографии В. Студенко немало разнообразных партий: Альфред Жермон («Травиата» Дж. Верди), Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. Бородина), Герцог (»Риголетто» Дж. Верди), Граф Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Иван Сергеевевич Лыков («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Ленский («Евгений Онегин» П. Чайковского), Собинин («Иван Сусанин» М. Глинки), царь Гвидон («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова) и др.

«Севильский цирюльник»
Дж. Россини. Граф – В. Студенко,
Фигаро – В. Черноморцев
 

«Сказка о царе Салтане»
Н. Римского-Корсакова.
З. Базоркин, Г. Фазылова,
В. Студенко

 

На творческом вечере
Н. Коваленко в Доме актера.
16 октября 1995 г.
В. Студенко второй слева.

 

В. Студенко (на переднем плане) – член мандатной комиссии на отчетно-выборной конференции Самарского отделения СТД.
20 февраля 2006 г.

По материалам Интернет-ресурса База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/)

14 июля юбилей заслуженной артистки РФ, актрисы Самарского театра юного зрителя «СамАрт» Людмилы Михайловны Гавриловой.

<P align=justify>14 июля<FONT color=#494949> юбилей заслуженной артистки РФ, актрисы Самарского театра юного зрителя «СамАрт» </FONT>Людмилы Михайловны Гавриловой.</P>

После окончания в 1967 году Горьковского театрального училища Л. Гаврилова была приглашена в Куйбышевский ТЮЗ. За эти годы на куйбышевской-самарской сцене ею сыграно много разноплановых ролей. Среди них: Золушка, Мачеха («Золушка» Е. Шварца), Пеппи («Пеппи Длинныйчулок» А. Линдгрен), Анна

 

("На бойком месте" А. Островского), госпожа Капулетти, Кормилица («Ромео и Джульетта» У. Шекспира), леди Политик («Вольпоне» Б. Джонсона), Простакова («Недоросль» Д.Фонвизина) и др. Кроме того, актриса снялась в фильме «Система Ниппель» (реж. А. Панкратов-Черный), работает на телевидении, принимает участие в концертах и вечерах, проводимых в Доме актера.

[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед

«Пеппи Длинныйчулок» А. Линдгрен.
Л. Заалишвили, Л. Гаврилова,
Н. Данилова

 

«Летят мои кони»
по Б.Васильеву. Сцена из спектакля

 

«Кокон» Е.Чебалина.
Ю. Земляков,
Л. Гаврилова

 

«Кокон» Е.Чебалина.
Ю. Земляков,
Л. Гаврилова

 

«День рождения Кота Леопольда» А.Хайта.
Ю. Земляков,
Л. Гаврилова

[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед

Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 242-243; База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/)

17 июля исполняется 95 лет со дня рождения режиссера, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РСФСР, лауреата Государственной премии СССР Петра Львовича Монастырского.

<P align=justify>17 июля <FONT color=#494949>исполняется 95 лет со дня рождения режиссера, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РСФСР, лауреата Государственной премии СССР</FONT> Петра Львовича Монастырского. </P>

Свою творческую деятельность П. Монастырский начал в Одессе, работая актером ТРАМа и ТЮЗа (1934-1935 гг.). В 1936 году он поступил на режиссерский факультет ГИТИСа на курс народного артиста СССР профессора Б.Е. Захавы и заслуженного деятеля искусств РСФСР Н.М. Горчакова и в 1940 году закончил его. В этом же году П. Монастырский стал режиссером Воронежского драматического театра и пережил с ним самые трудные годы эвакуации. Затем работал в Ярославском театре им. Ф. Волкова, в Русском театре Ворошиловграда, в театре им. А.С. Пушкина в Красноярске, главным режиссером Новосибирского ТЮЗа.

В 1955 году Монастырский пришел очередным режиссером в Куйбышевский драматический театр им. М. Горького, в 1959 году занял пост главного режиссера и директора, в 1967 году – художественного руководителя театра, который при нем стал и академическим, и орденоносным. В этом театре он проработал 43 года.
За свою творческую жизнь П. Л. Монастырский поставил более 200 спектаклей, из них около 120 на сцене Куйбышевского (Самарского) академического театра драмы им. М. Горького. Творческая палитра мастера была всегда разнообразна. Обладая удивительной способностью раскрывать талант и творческий потенциал актеров, он ставил и трагедии, и комедии, был приверженцем как классической, так и современной психологической драмы, инсценировал прозу: «Мария Стюарт» Ф. Шиллера – звездный час народной артистки СССР Веры Ершовой, сыгравшей обеих королев; «Ричард III» У. Шекспира – одно из самых ярких событий отечественного театра тех лет и рождение одной из театральных легенд – исполнение роли Ричарда народным артистом РСФСР Николаем Засухиным; «Варшавская мелодия» Л. Зорина, в которой блистала народная артистка Уз. ССР Людмила Грязнова; знаменитый шекспировский «Гамлет», где, вопреки театральной традиции, в заглавной роли вышел не умудренный жизненным опытом философ, а пылкий юноша – двадцатидвухлетний Юрий Демич; «Золотая карета» Л. Леонова – спектакль, удостоенный Государственной премии РСФСР; «Усвятские шлемоносцы» Е. Носова, где одну из своих лучших ролей сыграла заслуженная артистка РСФСР Наталья Радолицкая, а П. Монастырский был награжден Золотой медалью им. А.Д. Попова за спектакль на военно-патриотическую тему; «Ревизор» Н. Гоголя и «Чайка» А. Чехова – спектакли, за создание которых П. Монастырский стал лауреатом Государственной премии СССР за постановку русской классики и многие другие.
П.Л. Монастырский давно уже определил свою деятельность не только как режиссерскую, но и как театростроительную. Он принадлежит тому поколению художников, которые строили вокруг своей личности «свой театр», поэтому за годы, что он возглавлял Куйбышевский (а затем и Самарский) академический театр драмы им. М. Горького, действительно была создана блестящая труппа: С. Боголюбова, Л. Грязнова, В. Ершова, Н. Радолицкая, А. Демич, Ю. Демич, Н. Засухин, Н.Кузьмин, М. Лазарев, Н. Михеев, С. Пономарев, О. Свиридов. Вслед за ними пришло новое поколение: О. Шебуева, А. Комракова, А. Коровкина, Е. Лазарева, Е. Орлова, Е. Харитонова, В Борисов, Ю. Ганюшкин, В. Гальченко, С. Кагаков, В.Маркин, С. Меркушев, О. Белов и другие.
Понятие «театр Монастырского» не ограничивается только формированием труппы и репертуара, это еще и постоянное воспитание зрителя. С этим связаны многочисленные формы общения театра со зрителем: театральные конференции, встречи в театральной гостиной, опросы и анкеты, ежегодный внутритеатральный конкурс зрительских симпатий и многое другое, что помогло создать Куйбышеву-Самаре славу театрального города.

Многие спектакли П.Л. Монастырского любимы самарскими зрителями. Мы хотим напомнить о некоторых из них.

[ 1 ] [ 2 ] Вперед
 
 
 
[ 1 ] [ 2 ] Вперед
[ 1 ] [ 2 ] Вперед
 
 
 
[ 1 ] [ 2 ] Вперед
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед
 
 
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед
 
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед

Параллельно с режиссерской деятельностью П. Монастырский всегда занимался преподавательской работой: в Воронежском и Ярославском театральных училищах, в Красноярском педагогическом институте и Новосибирском университете, в театральной студии при Куйбышевском музыкальном училище, в институте художественного образования Самарского государственного педагогического университета (профессор кафедры режиссуры и мировой художественной культуры).

Многие годы он являлся членом правления Куйбышевского отделения Всероссийского театрального общества, а с 1962 по 1964 годы был его председателем. Петр Монастырский – почти ровесник ныне Самарского отделения Союза театральных деятелей РФ (ВТО) и старейший из его членов. Он вступил в театральное общество в 1949 году, дважды избирался членом президиума ВТО и все эти годы остается активным театральным деятелем
.

Осознавая необходимость осмыслять, анализировать и систематизировать свой творческий и человеческий опыт, П.Л. Монастырский написал целую серию книг о своем театре, о своих актерах, о спектаклях и репетициях, о тайнах режиссерского мастерства, о болезненных и драматических перипетиях современной отечественной истории и культуры. Этих книг уже более десяти.

П.Л. Монастырский имеет различные награды. В их числе: медаль за победу в Великой Отечественной войне, орден «Гриф Поморский» (Польша), орден Трудового Красного Знамени, орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени и другие награды. Является Почетным гражданином г. Познани (Польша), Почетным гражданином г. Самары.

Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-См / Ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 92-93; Петр Монастырский и другие… / Сост. текста О.В. Журчева.- Самара: ООО «Офорт», 2005.- 100 с.: ил.; Народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР Петр Львович Монастырский.- Самара, 1985; Петр Монастырский : 85 лет со дня рождения и 65 лет творческой и педагогической деятельности.- Самара, 2000; Русский драматический театр: энциклопедия / Под общ. ред. М.И. Андреева, Н.Э. Звенигородской, А.В. Мартыновой, Е.Ю. Бегляровой.- М., 2001.- С. 290; Наш Союз: 95 лет Самарскому отделению Союза театральных деятелей России / Ред. Т. Журчева; дизайн Ю. Бондаренко; авт. текста Т. Журчева, С. Хумарьян.- Самара, 2009.- С. 17.

24 июля юбилей артистки хора Самарского академического театраоперы и балета Марины Викторовны Лебедевой.

<P align=justify>24 июля <FONT color=#494949>юбилей артистки хора Самарского академического театраоперы и балета </FONT>Марины Викторовны Лебедевой. </P>

25 июля исполняется 110 лет со дня рождения режиссера Юрия Петровича Ральфа (25.07.1900-7.03.1974).

<P align=justify>25 июля <FONT color=#494949>исполняется 110 лет со дня рождения режиссера </FONT>Юрия Петровича Ральфа <FONT color=#494949>(25.07.1900-7.03.1974).</FONT></P>

Юрий Ральф с 20 лет работал актером в театрах Харькова, Курска, Ташкента, Тбилиси, Казани, Челябинска, Архангельска и др. городов. С 1931 года занимался режиссерской деятельностью в Пензе, В 1932-1934 годах Ю. Ральф – директор Самарского краевогодраматического театра, на сцене которого поставил спектакли «Чужой ребенок» В. Шкваркина и «Интервенция» Л. Славина. Обе работы им были осуществлены совместно с художником Н. Сосуновым и композитором Н. Веселовым. В этот период Ю. Ральф привлекает в Самару группу талантливых ленинградских актеров во главе с Николаем Симоновым. После окончания в 1938 году ГИТИСа (отделение директоров) Ю. Ральф был назначен начальником Главного управления театров Комитета по делам искусств при СНК РСФСР. После Великой Отечественной войны, демобилизовавшись, он вновь вернулся на свою должность, а в 1948 году Ральф перешел на работу во Всероссийское театральное общество.


Лит.:
Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-См / Ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 255; Молчанов Б. Памяти друга / Б. Молчанов // Театр.- 1976.- № 9.- С. 71-72.

25 июля исполняется 50 лет актеру и режиссеру Валерию Викторовичу Архипову.

<P align=justify>25 июля <FONT color=#494949>исполняется 50 лет актеру и режиссеру </FONT>Валерию Викторовичу Архипову.</P>

В. Архипов – выпускник Московского высшего театрального училища им. М. Щепкина (курс Ю. Соломина), Московской Академии переподготовки работников культуры и искусств (факультет режиссуры, руководитель И. Райхельгауз). В 1988-1993 годах был актером Куйбышевского (Самарского) театра драмы им. М. Горького, где сыграл Молчалина («Горе от ума» А. Грибоедова), Имра («Отравленная туника» Н. Гумилева), Д’Арсиньи («Кабала святош» М. Булгакова) и др. В 1993 году В. Архипов совместно с женой актрисой Е. Орловой создал театр двух актеров «ВАЛЛЕН», в котором выступил режиссером спектаклей «Панночка» по пьесе Н. Садур, «Чайка-джем» по пьесе А.П. Чехова «Чайка», «Другой человек» по пьесе П. Гладилина. Кроме того, как актер работал в самарском театре «Понедельник», сыграв в спектаклях «Скупой», «Уезжаю!», «Тихий ангел» и др., в театре «СамАрт» (спектакль «Чудовище синее»), на телевидении.
В настоящее время В. Архипов занимается режиссерской деятельностью. Поставил более 20 спектаклей в различных театрах, принимает участие во всероссийских и международных фестивалях и конкурсах. Последние постановки: «Раньше» А. Соколовой в Русском республиканском драматическом театре им. Бестужева (Улан-Удэ), «Лес» А. Островского в Даугавпилском драматическом театре (Латвия, спектакль номинирован на Национальную театральную премию Латвии), представление-буфф «Предлоюбилебедин!!!» по пьесам А. Чехова в Борисоглебском драматическом театре им. Н. Чернышевского, «Любви нет! Любовь есть?» по пьесе «После армии» Р. Белецкого в Курском драматическом театре им. А. Пушкина.

[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Вперед

«Горе от ума»
А. Грибоедова.
Ю. Ганюшкин, В. Архипов

 

«Отравленная туника»
Н. Гумилева.
В. Архипов, В. Сухов

 

«Необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»
по В. Войновичу.
Летчик.

 

«Без женщин жить нельзя на свете». Бенефис актрис театра драмы.
В. Архипов,
Е. Харитонова

[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Вперед

Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 78-79; Архипов В. Мы разобщены! / В. Архипов // Страстной бульвар, 10.- 2009.- № 6-116.- С. 116-117; Агалаков Д. «Браки совершаются на небесах» / Д. Агалаков // Самарская газета.- 1998.- 8 сентября; Белкина Л. «Чайка на двоих» / Л. Белкина // Самарское обозрение.- 1999.- № 20 (17 мая); Пономарева Е. Театр, родившийся просто и буднично / Е. Пономарева // Самарские известия.- 2001.- 23 марта; База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/).