ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. 2013 год

Юбилеи: люди, даты, события...

АПРЕЛЬ

2 АПРЕЛЯ 65 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКТЕРА И РЕЖИССЕРА ОЛЕГА АЛЕКСАНДРОВИЧА БЫЧКОВА (2.04.1948 – 26.09.2008)

О.А. Бычков пришел в Куйбышевский театр драмы в 1971 году после окончания ГИТИСа (ныне РУТИ). Сначала он играл небольшие роли и эпизоды, затем роль Михаила в «Зыковых» М. Горького, которая стала этапной в его актерской судьбе. Среди других запомнившихся работ Шиндин («Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана), Джим («Продавец дождя» Р. Нэша), Бальзаминов («Женитьба Бальзаминова» А. Островского), Пан Угрик («Прежде чем пропоет петух» И. Буковчана) и другие. Работая актером, О. Бычков начал активно интересоваться режиссурой. Он несколько раз был ассистентом у П. Монастырского. Его первой самостоятельной режиссерской работой стал экспериментальный спектакль «О любви, поэзии и службе…» (по произведениям А. Блока), поставленный в 1980 году на сцене Дома актера. О. Бычков окончил Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе. На сцене Куйбышевского театра драмы в разные годы им были поставлены спектакли: «Последний пылкий влюбленный» Н. Саймона, «Аленький цветочек», «Жиды города Питера» братьев Стругацких и др. С 1986 года О.А. Бычков работал режиссером в Симферопольском театре драмы, а в 1996 году он вернулся в Самару и осуществлял разовые постановки в различных театрах («СамАрт», «Колесо» и др.) О. Бычков был известен еще своим талантом писать сценарии, тексты песен, частушки, поэтому редкий театральный «капустник» обходился без его участия. Эти качества пригодились ему и во время работы художественным руководителем сценической деятельностью в Доме актера (1999 – 2006 гг.) Вместе с композитором Л. Вохмяниным О. Бычков стал победителем конкурса на создание Гимна Самарской области.

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д/Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова. - Самара, 1993. - С. 180-181; Тумановская И. Точность выбора/ И. Тумановская//Волжск. коммуна.- 1981.-23 декабря (http://www.dramtheatre.ru/); сайт (http://www.kino-teatr.ru).

Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Вперед
 
 
 
 
Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Вперед

2 АПРЕЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НАРОДНОГО АРТИСТА РСФСР СЕРГЕЯ ИВАНОВИЧА ПОНОМАРЕВА (2.04.1913 – 9.05.1989)

С.И. Пономарев-коренной самарец. Свою трудовую деятельность начал строителем, но еще в юности увлекся драматическим театром. Его театральными «университетами» стали драмкружок в школе и любительская клубная труппа. В 1938 г. молодой прораб сменил свою профессию и пришел в Театр рабочей молодежи. Созданный еще в 1930 г. ТРАМ, возглавляемый опытным мастером Е.Н. Беловым, к тому времени уже завоевал добрую славу в областном центре и увлек многих молодых людей. С.И. Пономарев сразу же вошел в число ведущих актеров ТРАМа, в составе которого он уехал в Читу на профессиональную сцену. Двадцать лет работы на сценах Читинского и Омского драматических театров стали годами творческой школы и творческого роста. В 1958 г. С.И. Пономарев возвращается в Куйбышев уже зрелым мастером и становится артистом Куйбышевского драматического театра. Характерной особенностью дарования С.И. Пономарева является широчайший творческий диапазон. Среди его наиболее значительных сценических работ - Сердюк («Иркутская история» А. Арбузова), Джо Келлер («Все мои сыновья» А. Миллера), Скворец («Ленинградский проспект» И. Штока), Лайош Тоот («Тоот, майор и другие» И. Эркеня), Акоп («Проделки Ханумы» А. Цагарели), Судаков («Гнездо глухаря» В. Розова), Кучумов («Бешеные деньги») и Лыняев («Волки и овцы») А. Островского, дед Селиван («Усвятские шлемоносцы» по Е. Носову) и др. Особая страница творчества С. Пономарева связана с горьковским репертуаром: Егор Булычов, Илья Артамонов («Дело Артамоновых»), Яков Малкин («Фома Гордеев»), Редозубов («Варвары»).

Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед
 
 
 
 
Назад [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед

Ист. информации: Историко – культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М – См/Ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С.216-217; Финк Л. Спор продолжается//Финк Л. В гриме и без грима.- Куйбышев, 1965.- С.135-159; Табачников С. Один из народных/ С Табачников// Сам. известия.- 1999.- 28 мая; Аннинская С. «Люблю с ним разговаривать»/ С. Аннинская// Волжск. заря.- 1979.- 19 ноября.

15 АПРЕЛЯ ЮБИЛЕЙ ВЕТЕРАНА СЦЕНЫ НАТАЛИИ МИХАЙЛОВНЫ ШЕБУЕВОЙ

Н.М. Шебуева – представитель известной самарской театральной династии. Она окончила отделение экономики и организации театрального дела ЛГИТМиКа (ныне СПбГАТИ), выбрав свой путь в театре. В разные годы Н. Шебуева работала в управлении культуры, Самарском театре оперы и балета, являлась исполнительным директором театра «Понедельник»

26 АПРЕЛЯ ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ ВЕТЕРАН СЦЕНЫ ВЕРА ФЕДОРОВНА ГРЕБЕНКИНА

Театральная судьба В.Ф. Гребенкиной сложилась счастливо. На одной из школьных олимпиад ее заметил главный режиссер театра Самаркандской русской драмы и пригласил сразу после окончания школы в театр, предложив работу во вспомогательном составе. Там состоялся ее дебют в роли Верочки в «Последних» М. Горького. Потом последовало много других больших и маленьких ролей, и В. Гребенкиной пришлось сразу на практике овладевать актерской профессией. В 1951 г. семья Гребенкиных переехала в Куйбышев. С этого времени вся ее творческая жизнь связана с Куйбышевским ТЮЗом (ныне театр «СамАрт»). Ею сыграно множество ролей: Аня («Вишневый сад» А. Чехова), Цветаева («Мещане» М. Горького), Катерина («Гроза») и Кукушкина («Доходное место») А. Островского, Кира Сергеевна («Летят мои кони» Б. Васильева), Анна Андреевна («Салют динозаврам» Г. Мамлина), Мать («Ужин на пятерых» Э. Ветемаа) и др.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ист. информации: Историко – культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А – Д/Ред.- сост. Н.Д. Курдина, И.В.Шелехова.- Самара, 1993.- С. 296; Пландовская Л. От дебюта до бенефиса/Л. Пландовская// Театр нашего детства: Очерки о жизни и творчестве артистов Самарского театра юного зрителя/Сост. Л. Пландовская.- Самара, 1992.- С. 28-29

29 мая ИСПОЛНЯЕТСЯ 80 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АРТИСТА ОПЕРЫ (БАС) ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РСФСР ВИКТОРА АЛЕКСАНДРОВИЧА КАПИШНИКОВА (29.05.1933-21.05.1990)

Вся жизнь В.А. Капишникова, практически вся его творческая деятельность связаны с Самарой. Здесь он родился, в 1957 г. окончил вокальное отделение Куйбышевского музыкального училища (преп. В.А. Барынин). Еще обучаясь на последнем курсе поступил на работу в Куйбышевский театр оперы и балета, где проработал 33 года, сыграв более ста ролей. Сначала это были самые маленькие партии: граф Чепрано в «Риголетто» Дж. Верди, Корабельщик в «Сказке о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, затем был Гремин в «Евгении Онегине» П. Чайковского. Его первой большой оперной партией стала партия Досифея в «Хованщине» М. Мусоргского. Природа одарила В. Капишникова редкой красоты голосом. Великолепный певец и актер, он был любимцем публики, оставившим в памяти ценителей оперного искусства целую галерею блистательных образов: Борис Годунов, Пимен («Борис Годунов» М. Мусоргского), Иван Сусанин («Иван Сусанин» М. Глинки), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно), Кончак, Галицкий («Князь Игорь» А. Бородина), Рамфис («Аида» Дж. Верди), Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Филипп («Дон Карлос» Дж. Верди), Петр Первый (в опере А. Петрова), Порги («Порги и Бесс» Дж. Гершвина), Дон Кихот («Человек из Ламанчи» М. Ли) и др.