ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. 2014 год

Юбилеи: люди, даты, события...

ФЕВРАЛЬ

3 ФЕВРАЛЯ 1979 ГОДА, 35 ЛЕТ НАЗАД, В КУЙБЫШЕВСКОМ ТЕАТРЕ ДРАМЫ ИМ. М. ГОРЬКОГО СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «ТАТУИРОВАННАЯ РОЗА» ПО ПЬЕСЕ Т. УИЛЬЯМСА

Перевод с английского В. Вульфа, А. Дорошевича
Постановка народного артиста РСФСР, лауреата
Государственной премии РСФСР
П. Монастырского
Ассистент режиссера – Ю. Андреев
Художник – Ф. Розов
Композитор М. Левянт
Хореография заслуженного артиста РСФСР В. Сергеева

9 ФЕВРАЛЯ ЮБИЛЕЙ АРТИСТКИ ОПЕРЫ (МЕЦЦО-СОПРАНО) АННЫ ДАВЫДОВНЫ СЕРПЕР

А. Серпер училась в театральном училище при ГОСЕТе - Московском государственном еврейском театре, на курсе С. Михоэлса. В 1955-1975 годах была солисткой Куйбышевского театра оперы и балета. Учеба у таких выдающихся театральных деятелей, как Михоэлс, Зускин, не прошла для А. Серпер даром. Она сумела развить свой врожденный талант драматической артистки, который намного обогатил ее актерскую палитру в пору работы на оперной сцене. Среди исполненных ею за 20 лет партий: Кармен («Кармен» Ж. Бизе), Ваня («Иван Сусанин» М. Глинки), Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Азучена («Трубадур» Дж. Верди), Амнерис («Аида» Дж. Верди), Ольга, Няня («Евгений Онегин» П. Чайковского), Графиня («Пиковая дама» П. Чайковского), Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина), Ратмир («Руслан и Людмила» М. Глинки) и др. Кроме того, она выступала в опереттах, вела концертную деятельность. А. Серпер обладала еще и режиссерскими способностями. Многие годы она была практически неизменным ассистентом режиссеров-постановщиков оперных и опереточных спектаклей. В их числе опера В. Дехтерева «Иван Шадрин». Особенно плодотворно работала А. Серпер с режиссером Б. Рябикиным (опера «Братья Ульяновы» Ю. Мейтуса, музыкальные комедии «Любовь Д’Артаньяна» М. Вайнберга, «Донна Люция» О. Фельцмана). Отдельная страница творческой биографии певицы – созданный ею и существовавший под ее художественным руководством в 1970-1985 годах уникальный любительский коллектив города – Народная оперная студия при Дворце культуры Четвертого Государственного подшипникового завода, где она осуществила постановки опер: «Евгений Онегин», «Запорожец за Дунаем» С. Гулак-Артемовского, «Алеко» С. Рахманинова, «Русалка» А. Даргомыжского, «Дама с камелиями» («Травиата») Дж. Верди, «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова, «Чио-Чио-сан» Д. Пуччини и др. В настоящее время А. Серпер живет в Израиле.

 
 
 

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-См / Ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 334; Иванов В. Анна Давыдовна Серпер / Валерий Иванов // История в портретах: Т. 2. 70 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2010.- С. 202-206; Иванов В. Анна Серпер: Крутые повороты судьбы / В. Иванов // Самарские известия.- 2010.- 18 августа.

11 ФЕВРАЛЯ 1989 ГОДА, 25 ЛЕТ НАЗАД, НА СЦЕНЕ КУЙБЫШЕВСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМ. М. ГОРЬКОГО СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «ГАРОЛЬД И МОД» К. ХИГГИНСА, Ж.-К. КАРРЬЕРА

Перевод Н. Топуридзе
Сценическая обработка В. Розова
Постановка заслуженного деятеля искусств РСФСР
А. Попова
Художник – А. Коженкова
Музыкальное оформление заслуженного деятеля искусств РСФСР,
лауреата Областной премии М. Левянта

13 ФЕВРАЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 80 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РСФСР ЕФИМА КИРЬЯНОВИЧА ГРИГОРЬЕВА (13.02.1934-06.02.2012)

В 1961 году Е. Григорьев окончил ЛГИТМИК (класс профессора Е. Тимме). В 1962 году стал артистом Куйбышевского театра драмы. Среди сыгранных им за более чем 30 лет ролей: Кассио («Отелло» В. Шекспира), Ричмонд («Ричард III» В. Шекспира), Алексей («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского), Самойлов («Мать» по М. Горькому), Баимов («Тринадцатый председатель» А. Абдуллина), Кареев («Золотая карета» Л. Леонова), Обух («Синие кони на красной траве» М. Шатрова), Шалимов (Дачники» М. Горького), Дорн («Чайка» А.Чехова), Чиркун («Варвары» М. Горького), Барни Кэшмен («Последний пылкий влюбленный» Н. Саймона), Портес («Круг» С. Моэма) и др. Снимался в художественных фильмах «Молодость офицера» (режиссер Л. Анциполовский), «Гадюка» (режиссер В. Ивченко). Кроме того, им были подготовлены разнообразные литературно-поэтические программы, с которыми он выступал на сценических площадках города и области.

[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Вперед
 
 
 
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Вперед

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 299-300.

19 ФЕВРАЛЯ ЮБИЛЕЙ АРТИСТКИ БАЛЕТА АЛЛЫ ЯРОСЛАВОВНЫ НОВОСЁЛОВОЙ

А. Новоселова – выпускница Воронежского государственного хореографического училища (1977, педагог Н. Полякова). В Самарском академическом театре оперы и балета работает более 30 лет. За эти годы исполнила различные партии, в основном классического репертуара. Среди них: Камни, фея («Спящая красавица» П. Чайковского), трио теней, па-д'аксьон, индусский танец («Баядерка» Л. Минкуса), па-де-труа («Лебединое озеро» П. Чайковского), Подруга Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса), Паненка («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), Кузина («Гусарская баллада» Т. Хренникова), Жена Гурова («Дама с собачкой» Р. Щедрина), Подруга Жизели, Берта («Жизель» А. Адана), Маркиза («Павильон Армиды» Н. Черепнина) и др. Принимала участие в балетах таких хореографов, как И. Бельский, Н. Конюс, Н. Малыгина, И. Чернышев, Л. Якобсон, А. Шелест, Н. Долгушин, К. Шморгонер. Кроме того, А. Новоселову привлекает и педагогическая деятельность - она преподает классический танец в Самарском хореографическом училище. В 2011 году А. Новоселова окончила Академию русского балета им. А.Я. Вагановой (г. Санкт-Петербург) по специальности «педагог классического танца» (класс педагога Э.В. Кокориной).

 
 
 
 
Ист. информации: База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/).

26 ФЕВРАЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 95 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НАРОДНОЙ АРТИСТКИ РСФСР АЛЛЫ ЯКОВЛЕВНЫ ШЕЛЕСТ (26.02.1919-7.12.1998)

С 1937 года, после окончания Ленинградского хореографического училища (класс Е.Гердт), по 1963 год А. Шелест работала в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова. Среди более чем 40 исполненных ею в этот период наиболее значительных партий: Эгина («Спартак» А. Хачатуряна), Лауренсия («Лауренсия» А. Крейна), Клеопатра («Египетские ночи» А. Аренского), Никия («Баядерка» Л. Минкуса), хореографические миниатюры Л. Якобсона «Вечный идол», «Поцелуй», «Слепая». С 1966 года по предложению Н. Даниловой А. Шелест осуществила на сцене Куйбышевского театра оперы и балета постановку балета «Дон Кихот». В 1970-1973 годах была главным балетмейстером театра. Ею приглашены в труппу выпускницы ленинградского хореографического училища О. Гимадеева, В. Пономаренко, Н. Шикарева, И. Чистякова, В.Морозова, а также Е. Брижинская из Новосибирска, молодые солисты Т. Багирова, В. Маленький и др., ставшие ведущими мастерами театра. Пожалуй, никогда за всю историю существования Самарского балета процесс формирования труппы и выучки ее в чистейших традициях русского классического балета не шел столь серьезно и последовательно. В эти годы А. Шелест совместно с Р. Вагабовым поставлены балеты «Лебединое озеро», «Семь красавиц» К. Караева, «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, «Жизель» А. Адана. С 1995 года в Самарском академическом театре оперы и балета ежегодно проводится фестиваль классического балета имени Аллы Шелест, который дает возможность самарцам и гостям города увидеть в разножанровых спектаклях балетных звезд Большого, Мариинского театров, Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Санкт-Петербургского театра хореографических миниатюр и других театров страны. Многогранность таланта А. Шелест позволяет организаторам ежегодно менять тематику, находя сквозной сюжет фестивалей, делать их школой профессионального мастерства для труппы Самарского театра оперы и балета и большим праздником для любителей балета. В 2003 году Фестиваль классического балета имени Аллы Шелест был удостоен Ордена «Екатерины Великой» «за сохранение традиций Петербургской школы классического балета и вклад в мировую хореографию», а в 2011 году вошел в состав Ассоциации Европейских фестивалей.

 
 
 
 
 
 
 
 

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я; дополнения / ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 221-223; Хумарьян С.П. Алла Яковлевна Шелест / Светлана Хумарьян // История в портретах: 75 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2006.- С. 215-219; Легенда Аллы Шелест : фотоальбом.- СПб., 2004; Сайт Самарского академического театра оперы и балета (http://opera-samara.net/).

27 ФЕВРАЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 90 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РСФСР ОЛЬГЕРДА ГЕОРГИЕВИЧА ТАРАСОВА (27.02.1924-16.04.1996)

О. Тарасов в 1952 году окончик ЛГИТМИК. Работал в театре драмы г. Орджоникидзе, Волгоградском ТЮЗе. В 1952-1960, 1964-1970 и 1972-1986 годах О. Тарасов – актер Куйбышевского (Самарского) театра драмы им. М. Горького. За эти годы им сыграно множество различных ролей, среди которых: Шут («Король Лир» В. Шекспира), Ян Двали («Чудесный сплав» В. Киршона), Чернец («Великий Государь» В. Соловьева), Сиплый («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского), Ведущий («Когда цветет акация» Н. Винникова), Карри («Продавец дождя» Р. Нэша), Микич («Ханума» А. Цагарели), Министр финансов («Левша» Б. Рацера, В. Константинова) и др. В соавторстве с драматургом И. Тумановской актер написал пьесу «Дачный тупик», которая была поставлена в Куйбышевском театре драмы, а также на сценах других городов. Как режиссер на сцене Куйбышевского театра драмы осуществил постановку пьесы В. Розова «Четыре капли». Кроме того, снимался в телефильме «Тревожные ночи в Самаре» (Гаюсов; режиссер А. Недолужко), художественном фильме «Емельян Пугачев» (Сотник; режиссер А. Салтыков) и др. Руководил самодеятельными коллективами Куйбышевского авиационного института, клуба «Мир» и др.

[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Вперед
 
 
 
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Вперед

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я; дополнения / ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 63.