ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. 2012 год

Юбилеи: люди, даты, события...

СЕНТЯБРЬ

5 СЕНТЯБРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 50 ЛЕТ ЗАСЛУЖЕННОМУ АРТИСТУ РФ ВЛАДИМИРУ АЛЕКСАНДРОВИЧУ ГАЛЬЧЕНКО

В. Гальченко, окончив в 1985 году Воронежский государственный институт искусств, стал артистом Куйбышевского академического театра драмы им. М. Горького. За почти 30 лет на самарской сцене им сыграно множество интересных ролей, среди которых: Свердлов «Дальше... Дальше... Дальше...» М. Шатрова), Эгмонд («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана), Гарольд («Гарольд и Мод» К. Хиггинса, Ж.-К. Каррьера), Альвар («Влюбленный дьявол» Н. Садур), Платон «Правда - хорошо, а счастье лучше» А. Островского), Мурзавецкий («Волки и овцы» А. Островского), Блэз («Сниму квартиру в Париже» К. Манье), Треплев («Чайка» А. Чехова), Муаррон («Кабала святош» М. Булгакова), Пауль Крамер («Колдун» Л. Фейхтвангера), Фердинанд («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Арман («Дама с камелиями» А. Дюма-сына), Ноно («Человек, животное, добродетель» Л. Пиранделло), Елецкий («Чужой хлеб» по И. Тургеневу), Себастьян («Замок в Швеции» Ф. Саган), Юбэр («Лошадь в обмороке» Ф. Саган), Томский («Пиковая дама» А. Пушкина), Гарри («Любофф» М. Шизгала), Моисей («Мадлен и Моисей» П.-О. Скотто), Мыкин («Доходное место» А. Островского), Эрик Ларсен («Загадочные вариации» Э.-Э. Шмитта), Гарольд Николс («Ladies’ Night» Ж. Коллара), Джорж Пигден («Номер 13» Р. Куни), Иосиф II («Амадей» П. Шеффера), Машу («Месье Амилькар, или Человек, который платит» И. Жамиака), Анри («Пианино в траве» Ф. Саган), Брат Лоренцо («Ромео и Джульетта» В. Шекспира), Граф Альмавива («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.Бомарше), Резидент («Вентиль» Г. Грекова), Леопольд («SEX COMEDY в летнюю ночь» В. Аллена) и др. Кроме того, в творческом багаже артиста участие в теле- и радиопроектах, разнообразные концертные программы.
В. Гальченко – активный общественный деятель. В течение многих лет он был членом правления, а с 2006 года является председателем Самарского отделения Союза театральных деятелей. По его инициативе за это время воплощены в жизнь различные проекты. В ноябре 2006 года создан уникальный театр «Актерский дом», в спектаклях которого участвуют артисты самарских театров. За шесть сезонов на сцене Дома актера зрителям были представлены 17 различных по жанру постановок: это и драматические спектакли, и музыкальные, и кукольные. В апреле 2007 года в Самаре состоялся I Всероссийский фестиваль «Волжские театральные сезоны». Его учредителями стали СТД РФ, Правительство Самарской области и Самарское отделение СТД РФ. С 2008 года Самарское отделение издает журнал «Театральный проспект», освещающий театральную жизнь губернии. Созданный в 2007 году сайт www.stdsamara.vdnh.ru представляет все направления деятельности Самарского отделения.
Кроме того, В. Гальченко является членом Секретариата СТД РФ, Полномочным представителем СТД РФ в Приволжском федеральном округе, членом Общественной палаты Самарской области, членом Ученого совета Самарской государственной академии культуры и искусств. Неоднократно становился лауреатом губернского конкурса «Самарская театральная муза»: за роль Иосифа II в спектакле «Амадеус» (2004, лучшая роль второго плана в драматическом театре), за роль Машу в спектакле «Месье Амилькар, или Человек, который платит» (2005, лучшая мужская роль), за роль Леопольда в спектакле «Sex comedy в летнюю ночь» (2010, лучшая роль второго плана в драматическом театре). Имеет различные награды, среди которых – Почетный знак Думы городского округа Самара за заслуги перед городским сообществом.

[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед
 
 
 
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед

Ист. информации: База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/); Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 248; Сайт Самарского театра драмы (http://www.dramtheatre.ru/); Наш Союз: 95 лет Самарскому отделению Союза театральных деятелей России / Ред. Т. Журчева; дизайн Ю. Бондаренко; авт. текста Т. Журчева, С. Хумарьян.- Самара, 2009.- 80 с., ил.; Сайт СГАКИ (http://smrgaki.ru); Добрусина Н. Актер – это диагноз / Нина Добрусина // Самарские судьбы.- 2008.- № 1.- С. 6-17.

7 СЕНТЯБРЯ ЮБИЛЕЙ МУЗЫКОВЕДА, ЖУРНАЛИСТА АЛЛЫ АРКАДЬЕВНЫ ВОЛЫНКИНОЙ

А. Волынкина – выпускница Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки. В разные годы работала заведующей литературной частью Самарского академического театра оперы и балета, в телерадиокомпаниях «СКаТ», «Терра». На телевидении была создателем и ведущей различных программ, посвященных культуре, неоднократно публиковала свои статьи по проблемам музыкального искусства не только в местной прессе, но и специализированных журналах «Балет» и «Музыкальная Академия». Участвовала в создании энциклопедии «Русский балет», написав 8 статей. В числе профессиональных наград — главный приз Всероссийского конкурса «Культура на телевидении» (2001, 2003), журналистская награда «Золотое перо губернии» (2003), спецприз конкурса «ТЭФИ-регион» (2010).
В настоящее время А. Волынкина - главный редактор художественного вещания телерадиокомпании «Терра».

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 229; Сайт ТРК «Терра» (http://www.trkterra.ru/about/direction).

8 СЕНТЯБРЯ ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ АРТИСТКА ХОРА САМАРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА (ЛИРИЧЕСКОЕ СОПРАНО) ВЕРА ВАСИЛЬЕВНА ЛОВЦОВА

В. Ловцова в 1980 году окончила вокальное отделение Куйбышевского музыкального училища (педагог Р. Данилова). Много лет является артисткой хора Самарского академического театра оперы и балета и имеет в своем репертуаре различные партии: Заяц («Ну, волк, молодец!» А. Улановского), Котенок («Кошкин дом» П. Вальгарда); хоровые партии в спектаклях «А в сердце светит Русь» Г. Свиридова, «Тоска» Дж. Пуччини, «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, «Ромео и Юлия» Г. Берлиоза, «Мария Стюарт» С. Слонимского, «Карлик» А. Цемлинского, «Макбет» Дж. Верди, «Видения Иоанна Грозного» С. Слонимского и др.
Работала с режиссерами: Б. Рябикиным, Ю. Александровым, О. Ивановой, Р. Стуруа,
с дирижерами: Л. Оссовским, Ю.И. Симоновым, В. Коваленко, М. Ростроповичем; с хормейстерами В. Навротской и О. Сафроновой.

Ист. информации: База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/).

9 СЕНТЯБРЯ ЮБИЛЕЙ ЗАСЛУЖЕННОЙ АРТИСТКИ РСФСР НИНЫ ИЛЬИНИЧНЫ ЗАСУХИНОЙ

После окончания в 1951 году Театрального училища им. Щукина Н. Засухина стала артисткой, а затем и ведущей артисткой Куйбышевского театра драмы, в котором прослужила до 1972 года. Среди основных ролей этого периода: Таня Овсянникова («Маленькая докторша» по К. Симонову), Агния («Традиционный сбор» В. Розова), Клавдия («Дети Ванюшина»), леди Анна («Ричард III» В. Шекспира), Дездемона («Отелло» В. Шекспира), Медынская («Фома Гордеев» М. Горького) и др.
В 1972 году переехала в Москву и стала артисткой МХАТ.

 
 

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.- С. 87-88; Гончарова В. Настоящая мхатовка / В. Гончарова // Сам. обозрение.- 2002.- № 16 (22 апреля).

12 СЕНТЯБРЯ ЮБИЛЕЙ ВЕТЕРАНА СЦЕНЫ ЛЮБОВИ АЛЕКСАНДРОВНЫ ПАНФИЛОВОЙ

Л. Панфилова - выпускница Воронежского государственного хореографического училища, Самарского государственный педагогического университета (хореография). В течение 30 с лишним лет являлась артисткой балета Куйбышевского (Самарского) академического театра оперы и балета, в основном исполняя классические партии. Среди них: Белая Кошечка, Бриллиант, Фея («Спящая красавица» П. Чайковского), па-д'аксьон, па-де-труа («Баядерка» П. Минкуса), па-де-труа, четверка лебедей («Лебединое озеро» П. Чайковского), Подруга Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса) и др. Принимала участие в балетах хореографов: И. Бельского, Н. Конюса, Н. Малыгиной, И. Чернышева, Л.В. Якобсона.

Ист. информации: База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/).

15 СЕНТЯБРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 105 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ ИСКУССТВ РСФСР, ТЕАТРАЛЬНОГО ХУДОЖНИКА ЮРИЯ ДМИТРИЕВИЧА ИВАНОВА (15.09.1907-27.11.1980)

После окончани Ленинградской Академии Художеств в 1927 году Ю. Иванов работал в театрах Архангельска, Ленинграда, Тулы, Петрозаводска, Новокузнецка. С 1955 по 1968 год – художник, затем главный художник Куйбышевского театра драмы. Создал сценографию спектаклей «Последние» М. Горького, «Обрыв» по И. Гончарову, «Волки и овцы» А. Островского, «Отелло» В. Шекспира, «Когда цветет акация» Н. Винникова, «Деревья умирают стоя» А. Касоны, «В поисках радости» В. Розова.

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.- С. 123-124.

15 СЕНТЯБРЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 75 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НАРОДНОГО АРТИСТА РСФСР, БАЛЕТМЕЙСТЕРА ИГОРЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ЧЕРНЫШЕВА (15.09.1937-30.11.2007)

По окончании в 1956 году Ленинградского хореографического училища (класс Ф. Балабиной) И. Чернышев был принят в труппу Кировского театра (ныне Мариинского), на сцене которого исполнил ведущие партии в балетах «Каменный цветок» С. Прокофьева, «Маскарад» Л. Лапутина, «Спартак» А. Хачатуряна, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Шурале» Ф. Яруллина и др. Его яркая актерская индивидуальность наиболее полно проявилась в балетах и миниатюрах Л. Якобсона – «Двенадцать» Б. Тищенко (партия Петрухи), «Вечный идол» К. Дебюсси, «Слепая» Л. Понса, Я. Хейфеца, «Сильнее смерти» А. Меликова и др. В 1966 году дебютировал как хореограф постановкой адажио Альбинони, номер был удостоен «Золотого Донателло» в Италии. В 1988 году осуществил на сцене Ленинградского Малого оперного театра постановку балета Э. Лазарева «Антоний и Клеопатра». В 1970-1975 годах – главный балетмейстер Одесского театра оперы и балета.
В 1976-1995 годах И. Чернышев возглавлял балетную труппу Куйбышевского (Самарского) театра оперы и балета, был директором театра. Среди поставленных им балетов: «Спящая красавица» и «Щелкунчик» П. Чайковского, «Ромео и Юлия» Г. Берлиоза, «Антоний и Клеопатра» Э. Лазарева, «Баядерка» и «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Маленький принц» Е. Глебова, «Поэма двух сердец» А. Меликова, «Болеро» М. Равеля, «Скифская сюита» С. Прокофьева, «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина, «Помните!» А. Эшпая, «Гусарская баллада» Т. Хренникова. Результатом поисков И. Чернышева в создании синтетических спектаклей для балета, хора, солистов и оркестра явилась постановка «Казни Степана Разина» Д. Шостаковича на стихи Е. Евтушенко. На сцене Самарского театра Чернышев поставил два оперных спектакля – «Пиковая дама» и «Аида». С 1992 по 1995 годы он был директором хореографической школы. Приглашался на постановки в Чехословакию, Болгарию, Турцию, Японию. С куйбышевской балетной труппой в 1987 году гастролировал в Болгарии, в 1991 году – в Испании.
В 1995 году И. Чернышев переехал в Москву.

 
 
 
 
 

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я; дополнения / ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 193-194; Торунова Г. Игорь Александрович Чернышев / Г. Торунова // История в портретах: 75 творческих портретов известных деятелей и артистов САТОиБ.- Самара, 2006.- С. 317-324; Сохрина А. Сотворение танца / А. Сохрина // Одна любовь на всю жизнь: очерки о жизни и творчестве ведущих артистов Куйбышевского академического театра оперы и балета.- Куйбышев, 1990.- С. 197-210.

16 СЕНТЯБРЯ ЮБИЛЕЙ ВЕТЕРАНА СЦЕНЫ НАТАЛЬИ АЛЕКСАНДРОВНЫ ЧУРКИНОЙ

Н. Чуркина окончила Ярославское театральное училище в 1974 г. (педагоги – В. Салопов, Ф. Шишигин).
Работала в Куйбышевском театре юного зрителя (1974-1986), сыграв Анжелу («Король-олень» К. Гоцци), Машу Троекурова («Дубровский» А. Пушкина), Машу («Допрос» С. Родионова), Кошку («Кошка, которая гуляла сама по себе» Н. Слепаковой), Натку («Ночь после выпуска» В. Тендрякова и др. В 1986-1988 годах Н. Чуркина – актриса театра-студии «Актер» при Куйбышевском Доме актера (руководитель В. Чернов). Играла в спектаклях «Скамейка» А. Гельмана (Вера), «Спортивные игры 1981 года» Э. Радзинского (Михалева). В конце 80-х – начале 90-х Н. Чуркина – в труппе Камерного драматического театра ВАЗа (г. Тольятти). Среди ролей этого периода: Розина («Женитьба Фигаро» П. Бомарше), Лика Федоровна («Красный уголок» М. Розовского), Елена Владимировна («Последняя попытка» М. Задорнова), Мадам Урфуль («Шарлатан» Р. Ламуре). Затем в течение нескольких лет актриса работала в Сызранском драматическом театре имени А.Н. Толстого. Роли: баба Паша («Шутки в глухомани» И. Муренко), Оргонова («Дамы и гусары» А. Фредро), Простакова («Недоросль» Д. Фонвизина), Раневская («Вишневый сад» А. Чехова), Серафина («Татуированная роза» Т. Уильямса) и др.
Работала с режиссерами А. Болотовым, В. Курочкиным, Т. Махарадзе, Р. Рахлиным, Е. Фридманом, Н. Чичериной, Л. Шварцем.
Кроме того, в творческом багаже Н. Чуркиной съемки в художественном фильме «Рой» (Валя, режиссер В. Хотиненко), в телеспектакле «Прикосновение» (Адалат, режиссер И. Эстрин), работа на самарском телевидении.

 
 
 
 

Ист. информации: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я; дополнения / ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 205; База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/).

В СЕНТЯБРЕ ИСПОЛНЯЕТСЯ 80 ЛЕТ САМАРСКОМУ ОБЛАСТНОМУ ТЕАТРУ КУКОЛ