ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Юбилеи: люди, даты, события...

Октябрь

1 октября Международный день музыки

<P align=left>Октябрь</P><P align=justify><STRONG><FONT color=#696969><FONT color=#696969><FONT color=#0000cd>1 октября</FONT> </FONT><FONT color=#494949>Международный день музыки</FONT> </FONT><BR></STRONG></P>


Международный день музыки (International Music Day) учрежден
1 октября 1975 года по решению ЮНЕСКО.

Одним из инициаторов учреждения Международного дня музыки
является композитор Дмитрий Шостакович. Праздник отмечается ежегодно во всем мире большими концертными программами, с участием лучших артистов и художественных коллективов. В этот день звучат сочинения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Но с музыкой человечество знакомо с давних времен. В пещерах Африки сохранились наскальные рисунки давно исчезнувших племен. На рисунках изображены люди с музыкальными инструментами. Мы уже никогда не услышим той музыки, но когда-то она скрашивала жизнь людей, заставляла их радоваться или печалиться. В 2000 году китайские археологи обнаружили музей музыкальных инструментов, созданных 2 тысячи лет назад, в эпоху династии Хань. Музыка обладает огромной силой. На свете найдется мало людей, равнодушных к музыке. Многие композиторы пытались выразить через нее состояние своей души. Их великие имена всегда с благодарностью будут произносить потомки. Музыка не стареет, она будет жить столько, сколько будет существовать человек.

По материалам Интернет-ресурса www.calend.ru

4 октября исполняется 160 лет со дня рождения актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой (4.10.1850-4.10.1903).

<P align=left><FONT color=#0000cd>4 октября </FONT><FONT color=#494949>исполняется 160 лет со дня рождения актрисы <FONT color=#0030b1>Пелагеи Антипьевны Стрепетовой</FONT> (4.10.1850-4.10.1903).</FONT></P>

П. Стрепетова не получила театрального образования, но многое восприняла от товарищей по сцене: А.И. Шуберт, ученицы М.С. Щепкина, а также своего мужа М.И. Писарева и многих других. Сценическую деятельность Стрепетова начала с водевильных ролей. Играла в различных небольших труппах: В.А. Смирнова (Рыбинск-Ярославль), Н.И. Иванова и П.А. Полторацкого (Симбирск-Самара), а также в Муроме и Новгороде.
В 1869-1871 годах в Самаре в антрепризе А.А. Рассказова сыграла немало ролей: Лизу («Горе от ума» А. Грибоедова), Василису Мелентьеву («Василиса Мелентьева» А. Островского), Офелию («Гамлет» В. Шекспира), Донну Анну («Каменный гость» А.Пушкина), леди Мильфорд («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Катерину («Гроза» А. Островского), Беатриче («Много шума из ничего» В. Шекспира) и другие, а в 1870 году всех потрясла исполнением роли Лизаветы в спектакле по пьесе А. Писемского «Горькая судьбина». Под впечатлением от спектакля И. Тургенев писал: «Выучиться так играть нельзя. Так можно только переживать, имея в сердце искру Божию».

21 января 1872 года Стрепетова триумфально дебютировала в Казани в труппе П.М. Медведева в роли Анетты в пьесе Н.И. и Н.Н. Куликовых «Семейные расчеты», дававшей (по признанию актрисы) возможность для самостоятельной работы и позволявшей раскрыть всю силу внутреннего безысходного отчаяния. Весной 1873 года П. Стрепетова впервые играла в Москве в Общедоступном театре Ф.М. Урусова и С.В. Танеева, в 1881-1890 годах в Петербурге - в Александринском театре.
На 1870-начало 1880-х годов пришелся высший взлет искусства Стрепетовой. Вершинами творчества актрисы стали Катерина и Марья Андреевна («Гроза» и «Бедная невеста» А. Островского).
Пелагея Стрепетова осталась в истории русского театра как одна из величайших трагических актрис.
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Вперед
«Псковитянка».
П. Стрепетова –
Вера Шелога
 
«Медея».
П. Стрепетова - Медея
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Вперед
Лит: Русский драматический театр: энциклопедия / Под общ. ред. М.И. Андреева, Н.Э. Звенигородской, А.В. Мартыновой, Е.Ю. Бегляровой.- М., 2001.- С. 453; Стрепетова П.А. Жизнь и творчество трагической актрисы / П.А. Стрепетова.- Л.,М.: Искусство, 1959.- С. 10-17; Беньяш Р. Пелагея Стрепетова /Р. Беньяш.- Л.: Искусство, 1967.- 255 с.; Драматический имени Горького: Страницы истории Куйбышевского драматического театра имени А.М. Горького / Сост. В.И. Жданова.- Куйбышев, 1976.- С. 14-15; Самарскому академическому театру драмы им. Максима Горького 150 лет : Буклет.- Самара, 2001.- С. 7.

7 октября 1980 года, 30 лет назад, на сцене Куйбышевского театра оперы и балета состоялась премьера балета Т. Хренникова «Гусарская баллада».

<P align=left><FONT color=#494949><FONT color=#0030b1>7 октября 1980 года</FONT>, 30 лет назад, на сцене Куйбышевского театра оперы и балета состоялась премьера балета Т. Хренникова «Гусарская баллада».</FONT></P>
Либретто О. Виноградова по мотивам пьесы А. Гладкова
«Давным-давно»
Композиция и хореография И. Чернышева
Музыкальный руководитель и дирижер – заслуженный деятель
искусств РСФСР Л. Оссовский
Дирижер – В. Невлер
Художник – Н. Хренникова
Репетиторы – В. Тимофеев, В. Капишникова

7 октября юбилей артистки театра кукол Людмилы Владимировны Веретельниковой

<P align=left>7 октября <FONT color=#494949>юбилей артистки театра кукол </FONT><FONT color=#0030b1>Людмилы Владимировны Веретельниковой</FONT></P>
Л. Веретельникова в 1980 году окончила Горьковское театральное училище по специальности «Актер драматического театра и кино» (педагог - Крипец В.М.). Кроме того, имеет дополнительное образование - Саратовское хореографическое училище. Работала в Самарском театре юного зрителя "СамАрт",
Тольяттинском театре кукол "Пилигрим". Основные роли,
сыгранные актрисой в этих театрах: Домовой («Домовой у лавочника» Г.-Х.Андерсена), Золушка («Золушка» Е.Шварца), Коринкина («Без вины виноватые» А. Островского), Ласточка («Дюймовочка» Г.-Х. Андерсена).
В настоящее время работает в Доме Театра (Тольятти).
По материалам Интернет-ресурса База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/).

11 октября исполняется 65 лет со дня рождения актера и режиссера Сергея Музафаровича Надеждина

<P align=left><FONT color=#0030b1>11 октября </FONT><FONT color=#494949>исполняется 65 лет со дня рождения актера и режиссера </FONT><FONT color=#0030b1>Сергея Музафаровича Надеждина</FONT></P>
После окончания в 1966 году Московского театрального училища им. М.С.Щепкина С. Надеждин работал в Воронежском театре драмы. С 1967 года он стал актером, а с 1975 года режиссером Куйбышевского театра драмы, в котором проработал до самого последнего дня. Занимался на Высших режиссерских курсах (Москва). В числе созданных С. Надеждиным ролей: Стас
(«Гроссмейстерский бал» И. Штемлера), Васков («А зори здесь тихие» Б. Васильева), Тимофей («Традиционный сбор» В. Розова), Петр («Соловьиная ночь» В. Ежова), Ненилло («Рождество в доме синьора Купьелло» Э. де Филиппо), Платов («Левша» Б. Рацера и В. Константинова), Руфий («Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу), Фердыщенко («Настасья Филипповна» по Ф. Достоевскому), Лаэрт («Гамлет» В. Шекспира), Шохин («Зыковы» М. Горького). Как режиссер поставил спектакли: «Продавец дождя» Р. Нэша, «Любовь, джаз и черт» Ю. Грушаса, «Прежде, чем пропоет петух» И. Буковчана, «Притворщики» Э. Брагинского и Э. Рязанова, «Дальше – тишина» В. Дельмара, «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева.
 
Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-См / Ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 108-109; Брагинский Э. Памяти доброго таланта / Эмиль Брагинский // Театр.- 1981.- № 5.- С. 74 .

12 октября отмечает юбилей артистка хора (лирическое сопрано) Самарского академического театра оперы и балета Татьяна Васильевна Апанасова.

<P align=left>12 октября <FONT color=#494949>отмечает юбилей артистка хора (лирическое сопрано) Самарского академического театра оперы и балета</FONT> </FONT>Татьяна Васильевна Апанасова.</P>
В 1975 году окончила вокальное отделение Куйбышевского музыкального училища (педагог - Шаталова Л.А.). За годы работы в театре принимала участие в спектаклях: «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (постановщик –
О. Иванова, режиссер-ассистент – Г. Торбин, художник – Э. Кочергин, ассистент художника – О. Земцова, дирижер – заслуженный деятель искусство РСФСР Л. Оссовский), «Петр I» А. Петрова (постановщик –
И. Яслынь, музыкальный руководитель и дирижер – заслуженный деятель искусств РСФСР Л. Оссовский, художники – С. Зограбян, И. Пеккер, художник по костюмам – А. Лучелазов, балетмейстер – В. Донцов), «Колокольчик»
Г. Доницетти (постановщик – Ю. Александров, дирижер – В. Беляков, художник – А. Горенштейн, хормейстер – В. Навротская), «Карлик»
А. Цемлинского (концепция и художественное руководство – А. Парин, постановщик – И. Курайши, музыкальный руководитель – Ю. Полубелов, дирижер – заслуженный деятель искусств РФ В. Коваленко, художник-постановщик – А. Горенштейн, хормейстеры – заслуженный деятель искусств РФ В. Навротская, О. Сафронова, балетмейстер – заслуженная артистка РФ В. Пономаренко), а также «Ну, волк, молодец!» А. Улановского (Заяц) (режиссер-постановщик – народный артист РФ
А. Пономаренко, дирижер-постановщик – В. Беляков, художник – С. Пономаренко, балетмейстер – заслуженный артист РФ В. Тимофеев), «Риголетто» Дж. Верди (Паж) (музыкальный руководитель и дирижер – заслуженный деятель искусств РФ В. Коваленко, режиссер-постановщик и хореограф –
М. Кисляров, дирижер – заслуженный артист РФ Б. Бенкогенов, художник-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ В. Вольский, художник по костюмам – О. Ошкало, художник по свету – В. Ивакин, хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ В. Навротская, хормейстер –
О. Сафронова) и др.
Хор Самарского академического театра оперы и балета.
Т. Апанасова – во втором ряду, первая слева
По материалам Интернет-ресурса База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/).

25 лет назад, 12 октября 1985 года, в Сызранском драматическом театре имени
А.Н. Толстого состоялась премьера спектакля «Коварство и любовь» Ф. Шиллера.

Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств РСФСР А. Ривман
Художник – заслуженный работник культуры РСФСР Д. Брук.

13 октября исполняется 65 лет артисту театра «СамАрт» Василию Васильевичу Чернову.

<P align=left>13 октября <FONT color=#494949>исполняется 65 лет артисту театра «СамАрт» </FONT><FONT color=#0030b1>Василию Васильевичу Чернову.</FONT></P>
После окончания в 1966 году студии при Куйбышевском драматическом театре (педагоги – Я.М. Киржнер и А.И. Демич) В. Чернов стал артистом этого театра и, проработав до 1971 года, сыграл на его сцене Женьку («Кто ты, Женька?»
И. Тумановской), Пашку («Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова), Лукаса («Любовь, джаз и черт» Ю. Грушаса), Антонио («Цилиндр» Э. де Филиппо) и др.
В 1977-1988 годах В. Чернов – актер Куйбышевского ТЮЗа. Среди ролей этого периода – Бубнов и Актер («На дне» М. Горького), Сергей («Двое за дубовой дверью» А. Сергеева), Франц Моор («Разбойники» Ф. Шиллера), Мельников («Подсвечник Чаадаева» Г. Полонского), Стародум («Недоросль» Д. Фонвизина), Старик («Летят мои кони» Б. Васильева) и др. В 1988-1993 годах В. Чернов - художественный руководитель театра-студии «Актер». Сыграл центральные роли в спектаклях «Скамейка» А. Гельмана, «Спортивные сцены 1981 года»
Э. Радзинского, «Не режьте пюре ножом» Н. Брода, «Подземный переход»
В. Павлова. Работал диктором на радио и телевидении, руководил творческим объединением «Ладушка».
В настоящее время В. Чернов – артист театра «СамАрт».
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Вперед
«Судебная хроника»
И. Колтынюка.
Сцена из спектакля
 
«Кто ты, Женька» И. Тумановской.
В. Чернов, Л. Грязнова
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Вперед
Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Со-Я; дополнения / ред.-сост.
Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 189.

16 октября исполняется 75 лет Владимиру Павловичу Киселеву, солисту оперы (бас), ветерану сцены.

<P align=left>16 октября<FONT color=#494949> исполняется 75 лет </FONT><FONT color=#0039d0>Владимиру Павловичу Киселеву</FONT><FONT color=#494949>, солисту оперы (бас), ветерану сцены.</FONT></P>
На профессиональную сцену В. Киселев пришел из самодеятельности. После окончания в 1969 году Московской консерватории (класс профессора В.Г. Шушмена) работал в оперном театре Алма-Аты, а с 1970 года стал солистом Куйбышевского театра оперы и балета. В репертуаре артиста более 30 исполненных партий, среди которых: Малюта Скуратов («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Гремин («Евгений Онегин» П. Чайковского), Иван Сусанин («Иван Сусанин» М. Глинки), Галицкий («Князь Игорь» А. Бородина), Бартоло («Севильский цирюльник» Д. Россини), Чуб («Черевички»
П. Чайковского) и др. Кроме того, В. Киселев выступал с концертными программами, принимал участие в вечерах, проводимых в Доме актера.
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед
«Фиалка Монмартра» И. Кальмана.
В. Киселев, Е. Скобкина
 
«Донна Люция» О. Фельцмана.
В. Навротский,
 
«Бременские музыканты» Г. Гладкова.
Сцена из спектакля
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Вперед
Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. Е-Л / Отв. ред.-сост. С.М. Лейбград; ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1994.-
С. 214.

17 октября исполняется 50 лет артисту хора Самарского академического театра оперы и балета Константину Владимировичу Хивинцеву.

<P align=left>17 октября <FONT color=#494949>исполняется 50 лет артисту хора Самарского академического театра оперы и балета </FONT>Константину Владимировичу Хивинцеву.</P>

18 октября отмечает 70-летие артист Самарского академического театра драмы имени М. Горького, заслуженный артист РФ Валентин Викторович Пономарев.

<P align=left>18 октября <FONT color=#494949>отмечает 70-летие артист Самарского академического театра драмы имени М. Горького, заслуженный артист РФ</FONT> Валентин Викторович Пономарев.</P>
В. Пономарев - выпускник студии при Куйбышевском драматическом театре (педагог – Я.М. Киржнер). С 1966 года и по настоящее время он артист этого театра. Параллельно с работой на сцене окончил режиссерское отделение Куйбышевского государственного института культуры. За более чем 40 лет им сыграно множество ролей, среди которых: Володя («Валентин и Валентина» М. Рощина), Юхани («Дом на скале» Х. Вуолийоки), Платов («Левша» Б. Рацера и В. Константинова), Медведенко («Чайка» А. Чехова), Вафля («Дядя Ваня» А. Чехова), Павел («Господа Головлевы» по М. Салтыкову-Щедрину), Педро («Хитроумная дуреха» по Лопе де Вега), Тимофеев («Пять вечеров» А. Володина), Мальволио («Двенадцатая ночь» У. Шекспира), Симеон («Яма» по А. Куприну), Алан Люс («Бродвейский блюз» Н. Саймона), Тибурцио («Венецианские близнецы» К. Гольдони), Граф Орсини-Розенберг («Амадей» П. Шеффера), Колупанов Павел Григорьевич («Божьи одуванчики» А.Иванова), Базиль («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.Бомарше) и другие. Кроме работы в театре
В. Пономарев выступал с концертами, в том числе на сцене Дома актера.
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Вперед
«Братья Карамазовы» Ф. Достоевского.
Б. Заволокин, В. Пономарев
 
«Гамлет» В. Шекспира.
С. Соколов, В. Пономарев
 
«Дом на скале» Х. Вуолийоки.
В. Пономарев, З. Александрова
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Вперед
Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М-См / Ред.-сост. Н.Д. Курдина.- Самара, 1995.- С. 216; База данных «Актеры России» (www.theatreinform.ru/bd/Actor/); Сайт Самарского академического театра драмы имени М. Горького www.dramtheatre.ru.

23 октября исполняется 90 лет со дня рождения артиста, заслуженного работника культуры РСФСР Леонида Лазаревича Бабкова (23.10.1920-6.05.1993).

<P align=left>23 октября <FONT color=#494949>исполняется 90 лет со дня рождения артиста, заслуженного работника культуры РСФСР </FONT>Леонида Лазаревича Бабкова <FONT color=#494949>(23.10.1920-6.05.1993).</FONT></P>
Л. Бабков - участник Великой Отечественной войны. Актерскую деятельность начал в 1946 году. В течение 14 лет был актером и директором Куйбышевского ТЮЗа. Среди сыгранных им ролей: Андрей («В добрый час» В. Розова), Продавец шаров («Три толстяка» Ю. Олеши) и другие. В 1965 году окончил ГИТИС. С 1967 по 1976 годы Л. Бабков – директор-распорядитель Куйбышевского театра драмы.
«Правда – хорошо, а счастье лучше» А. Островского.
Садовник – Л. Бабков
Л. Бабков на встречах ветеранов сцены
в Доме актера
Лит.: Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. А-Д / Ред.-сост. Н.Д. Курдина, И.В. Шелехова.- Самара, 1993.- С. 88.

26 октября 1990 года, 20 лет назад, на сцене Самарского академического театра оперы и балета состоялась премьера спектакля – оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама».

<P align=left>26 октября 1990 года<FONT color=#494949>, 20 лет назад, на сцене Самарского академического театра оперы и балета состоялась премьера спектакля – оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама».</FONT></P>
Либретто М.И. Чайковского по повести А.С. Пушкина
Музыкальный руководитель и дирижер - заслуженный
деятель искусств РФ В. Коваленко
Режиссер-постановщик - народный артист РФ И. Чернышев
Художник-постановщик - заслуженный деятель искусств Республики Бурятия А. Фролова
Хормейстеры - заслуженный деятель искусств РФ В. Навротская,
О. Сафронова
Балетмейстер – Н. Малыгина